После церемонии подписания меморандума о взаимопонимании в Грузинском министерстве юстиции майнинговая компания Bitfury и Национальное агентство регистрации прав Грузии, совместно с известным перуанским экономистом. Хернандо де Сото, официально анонсировали свои намерения о создании и тестировании блокчейн-версии кадастра земельной собственности Грузии.
Многие блокчейн-энтузиасты надеются на то, что этот эксперимент позволит воплотить в жизнь мечты о полноценном применении технологии для регистрации прав собственности на дома, машины и т.д. во многих странах мира, где люди по-прежнему лишены возможности официально зафиксировать свои права. Де Сото, президент научно-исследовательского центра и Института свободы и демократии, расположенного в Лиме, оценивает стоимость этих “мертвых” активов в 20 триллионов долларов.
Этот проект свидетельствует также о важном сдвиге в приоритетах компании Bitfury, с главным офисом в Сан-Франциско, которая прежде была известна преимущественно своими майнинговыми разработками.
«Мы запускаем систему регистрации прав собственности для граждан Грузии, чтобы они могли зафиксировать свои права в блокчейне», — заявил Валерий Вавилов, глава BitFury. «Почему в блокчейне? Он поможет соблюсти три основополагающих принципа. Во-первых, обеспечить безопасность данных так, что они не будут утрачены или испорчены. Во-вторых, с помощью блокчейна в процессе аудита можно добиться эффекта проверки в реальном времени. Таким образом, проверка реестра будет осуществляться не один раз в год, а через каждые 10 минут, например. В-третьих, блокчейн снизит вероятность разногласий и сократит стоимость процесса регистрации прав собственности, потому что в ближайшем будущем эти операции можно будет производить с помощью смартфона. Блокчейн заменит институт нотариата».
Папуна Угрехелидзе, председатель Национального агентства регистрации прав Грузии заявил:
«Создавая регистр собственности на основе блокчейна, используя на практике все преимущества безопасной технологии, Республика Грузия способна продемонстрировать всему миру, что мы являемся прогрессивной, открытой, не коррумпированной страной, способной встать в авангарде технического прогресса в сфере регистрации собственности, тем самым способствуя росту благосостояния наших граждан».
«Из 7, 3 миллиардов человек в мире лишь 2 миллиарда имеют официальные правомочные свидетельства о правах на собственность, делающие их полноправными владельцами собственных активов, — полагает де Сото, известный своими исследованиями на тему прав собственности, как неотъемлемой части мирового экономического развития и борьбы с бедностью. «Если какой-либо вид собственности не зарегистрирован должным образом — эту собственность невозможно полноценно использовать… например, в качестве залога для оформления кредита или в качестве инвестиционного вложения. Активы, официально не оформленные в собственность, не могут использоваться для создания капитала или с целью кредитования».
Эта ситуация создает существенные проблемы и для бизнеса, в том числе.
«Если вы собираетесь основать горнодобывающую или нефтяную компанию, или открыть франшизу Hershey’s или Heinz, или Nestle, и для этого вам необходимо приобрести 400 тыс гектаровв земли в Ганне, ваша проблема номер один — у кого вы сможете купить эту землю, — поясняет де Сото.
На сегодняшний день процесс покупки или продажи земли в Грузии занимает один день. Для регистрации сделки продавцу или покупателю необходимо обратиться в регистрационную палату и заплатить от 50 до 200$, в зависимости от пожеланий по срокам регистрации транзакции. Пилотный проект предлагает перенести часть процесса регистрации в блокчейн, сократив расходы граждан до 0,5 – 1$.
«В результате, граждане данного региона получат возможность передавать свои активы с помощью приложения на смартфоне, приложив еще меньше усилий, чем требуется сейчас, притом, фактически, передача собственности будет равнозначна перемещению цифровых токенов в блокчейне» — пояснил Георгий Киквадзе, вице-председатель совета Bitfury.
Данный эксперимент — первый опыт Bitfury за пределами сферы майнинга и разработки устройств для майнинга, в которой она успешно зарекомендовала себя, начиная с 2010.
“[BitFury] — это универсальное решение для любого бизнеса, правительства или индивидуума, желающего подключиться к блокчейну», — считает Вавилов.
Многие адепты блокчейна долгое время мечтали о том, что технологию начнут применять для реорганизации ныне непрозрачных, бюрократических процессов, например, процесса регистрации прав собственности, с целью сделать их более прозрачными, надежными и быстрыми.
Однако, проект, прежде анонсированный компанией Factom, цель которого заключалась в усовершенствовании земельного кадастра Гондураса с помощью блокчейна, погряз в согласованиях. В майской статье создатели обещали закончить пробную версию к декабрю, но позже, в том же месяце, глава проекта Питер Кирби написал в своем блоге следующее:
«Этот проект — политический, по своей сути, и, к сожалению, правительственные структуры гораздо менее поворотливы, чем нам того бы хотелось».
К тому же, правительство Гондураса ни разу публично не обозначило свое отношение к данному проекту. Несмотря на это, Кирби пишет теперь:
«Проекту суждено быть. Правительство не пошло на попятную, оно лишь взяло паузу, потому что…это же правительство».
Ситуация с регистрацией земельной собственности в Гондурасе существенно более запущенная, чем в Грузии. Из первого сообщения Кирби о заключении договора с Factom, мы узнали следующее: «В прошлом Гондурас вынужден был бороться с мошенничеством в особо крупных размерах — в сфере регистрации прав на землю. База данных земельного кадастра страны, в буквальном смысле, была взломана, поэтому у бюрократов была прекрасная возможность захватить самые лакомые кусочки вдоль линии побережья».
Представители BitFury уверены в том, что в Грузии им предстоит работать с более функциональной государственной машиной и более прогрессивными взглядами, что превращает эту локацию в прекрасную площадку для демонстрации супер-возможностей блокчейна, в первую очередь, применимо к регистрации прав собственности.
Грузия, которую Вавилов охарактеризовал, как «прогрессивную и новаторскую страну», на протяжении последних лет активно и успешно боролась с коррупцией. В 2003 году в Международном индексе восприятия коррупции Грузия занимала 123 место, а по данным индекса текущего года, страна занимает 48 место.
По мнению Вавилова, хорошо организованная система хранения данных и относительно прозрачная процедура регистрации прав собственности упростит процесс создания пилотной версии проекта, без оглядки на предпочтения политических партий. В соответствии с данными Всемирного банка, Грузия занимает третье в мире место исходя из критериев простоты регистрации собственности на землю для малого и среднего бизнеса. Гондурас, для сравнения, занимает 88 место в том же списке.
«Правительство действительно ориентировано на реформы, — заявил Киквадзе, — но один в поле не воин. Первая реакция была очень позитивной, притом не только со стороны премьер-министра, но и на уровне техподдержки. Госаппарат уже проделал колоссальную работу, обновив существующую базу земельного реестра пару лет назад, а значит, страна готова к дальнейшим переменам. Приятно работать в окружении, где к переменам относятся не с подозрением, а с готовностью усвоить новый опыт. Нынешняя атмосфера гораздо больше располагает к продуктивной совместной работе, чем, если бы нам пришлось бороться с коррумпированными представителями власти, преследующими собственные интересы».
У Валерия Вавилова есть личные мотивы, подтолкнувшие его к участию в этом проекте: «Я родился и вырос в Латвии, которая тогда была частью Советского Союза, но теперь является частью Европейского союза. После распада СССР, мои родители потеряли все, что имели, поскольку деньги в буквальном смысле превратились в бумагу, — вспоминает он. — Эта технология поможет сохранить активы людей, что является насущной необходимостью в сфере регистрации прав, в развивающихся экономических системах».
Несмотря на то, что до финальной стадии разработок еще далеко, компания уже сейчас планирует создать частный блокчейн для регистрации прав собственности, привязанный к блокчейну Биткоина. Это означает, что договора о передаче прав собственности на землю будут заключаться в закрытой системе, таким образом, каждая отдельная транзакция не будет публичной и отслеживаемой, но гарантия неизменности данных сохранится в силу того, что блоки данных и транзакций впоследствии будут регистрироваться в блокчейне Биткойна, т.е., любые фальсификации, осуществленные в частном блокчейне, тотчас станут очевидны и известны всему миру.
Невзирая на свой незрелый возраст, проект уже спровоцировал интерес у ряда правительств других стран, а представители двух перуанских кандидатов в президенты выразили готовность посетить Грузию, с целью подробного изучения инициативы BitFury.
Компания планирует запустить пилотную версию уже к концу этого года, и если испытания пройдут успешно, систему можно будет применять и в других странах, с изначально менее функциональными моделями регистрации прав собственности.