Джон Эванс: Назревает биткоин-битва | Биткоин в России
Бизнес

Джон Эванс: Назревает биткоин-битва | Блокчейн и Биткоин в России

08.01.2024

335 Просмотров

Обозреватель портла techcrunch.com Джон Эванс высказал свою точку зрения о существующем положении дел в биткоин сообществе и об отношении традиционных финансовых институтов  блокчен и биткоин.

Знали ли Вы, что биткоин-сообщество наполнено напряжением, драмой, противоречивыми повестками и как минимум двумя диаметрально противоположными видениями будущего экономики? Даже несмотря на то, что основные банки, раньше опасающиеся Биткоина, сейчас пересматривают своё отношение к нему и начинают видеть прорывной потенциал блокчейна, а инвестиции вливаются в блокчейн-стартапы, разделение на лагеря внутри сообщества всё больше нарастает?

Но в этом нет ничего плохого. Сторонники Биткоина, к которым себя причисляет и автор оригинальной статьи, верят, что Биткоин, тем или иным путём, принесёт с собой эру беспрепятственной коммерции и программируемых денег. Тру-сторонники верят в то, что Биткоин сделает с Уолл Стрит то же самое, что Интернет сделал с факсом, и в то же время, технология, лежащая в его основе, сделает сам Интернет полностью децентрализованным. Биткоин-экстремисты (к коим себя относит и автор перевода) верят в то, что со временем он полностью заменит «фиатные валюты» типа доллара США или Евро и воплотит Либертарианскую Мечту. Если уж мы выступаем за свободный рынок, то очевидно, что нам бы хотелось запастись попкорном и увидеть конкуренцию, в том числе между приверженцами тех или иных взглядов относительно будущего Биткоина.

Что вы действительно пока можете не вполне осознавать, так это то, что мы уже довольно близки к «точке принятия решения».

Не совсем точная, но довольно яркая аналогия: представьте, что это как современный аналог знаменитойвойны токов между Томасом Эдисоном и Николой Тесла. Сам Биткоин — это как лампа Эдисона, блокчейн Биткоина — как электричество постоянного тока, и в то же время, чемпион среди множества альтернативных блокчейнов «альткойнов», которые выросли как грибы на дрожжах на заре самого Биткоина, которые, в свою очередь, сродни тысячам мини-Тесла. (Возможно, вы подумали, что я предвзято отношусь к вопросу, но позвольте подчеркнуть, что с теорией о том, что переменный ток лучше постоянного, на самом деле, не всё так гладко.)

Наиболее известным из этих мини-Тесла является 20-летний Виталик Бутерин: стипендиат Thiel Fellowship, выпускник Университета Ватерлоо, основатель необычного проекта с огромным потенциалом Ethereum, который создан с целью «децентрализации сети» с собственной цепочкой блоков, который недавно собрал $15 млн  инвестиций (в биткоинах, разумеется), с помощью пре-продажи собственной криптовалюты. Запуск генезис-блока Ethereum запланирован на март этого года, а сам Бутерин недавно опубликовал пост с наездом на так называемых «Биткоин-максималистов»:

В основном, их идея состоит в том, что обстановка, в которой существуют несколько конкурирующих криптовалют, нежелательна, что неправильно запускать «ещё один койн», и что единственно верным и праведным будет становление Биткоина монопольной валютой на сцене криптовалют. Биткоин-максималисты часто используют «сетевой эффект» в качестве аргумента, и утверждают, что с ним бесполезно бороться.

Неплохое вступление к серьезной потасовочке. Дамы и господа! В красном углу — 400-килограммовая королевская горилла — гигант Биткоин! В синем углу… Суммарным весом 4 кг… Тысяча альт-лиллипутов!

Сложно переоценить доминирование Биткоина в мире криптовалют. Я бы сказал, его признание, хэш-рейт, количество транзакций, реально работающие приложения, экосистема стартапов и интерес венчурных инвесторов затмевают собой эти же характеристики остальных криптовалют вместе взятых. И затмевают — это ещё и слишком мягко сказано. Беспощадно уничтожают было бы по смыслу куда ближе. Я полагаю, большинство людей, что-то слышавших о Биткоине, даже не знают, что альтернативы ему вообще существуют.

Расширяя нашу аналогию: сейчас ранние дни электричества, но широкомасштабная национальная сеть постоянного тока уже построена. На самом деле, она была спроектирована для уличного освещения, но целая экосистема компаний возникла, чтобы построить инфраструктуру переменного тока и сопутствующие сервисы, некоторые из которых вовсе не предназначены для освещения.

Тем временем, все эти тысячи мини-Тесла продолжают соревноваться на поле сотни разных доморощенных систем переменного тока, в которых розетки и лампочки не подходят к сети постоянного тока и друг к другу, и/или пробуют пристроить свои собственные «переходники» для доступа к сети постоянного тока. Каждый из создателей таких систем уверенно заявляет о том, что именно его система новее, лучше, мощнее, технологичнее, справедливее и/или универсальнее. Да и вообще, зачем крутым пацанам какая-то дурацкая совместимость?

Довольно очевидно, по крайней мере, для меня, кто является объектом их настоящего гнева сегодня. Это вовсе не слишком-сумасшедший-чтобы-быть-выдумкой псевдонимный загадочный Сатоши Накамото. Не майнеры, которые, вообще-то снабжают Блокчейн своей мощностью при помощи специализированного оборудования на многие миллионы долларов.

Вместо этого их целью является новая компания Blockstream, чьи разработчики предлагают новую замечательную возможность: сохранить старую сеть постоянного тока… но превратить любую из её частей в новую сеть переменного тока в любой момент, в то же время продолжая использовать старые лампочки и розетки. (Читайте также нашу подробную статью о сайдчейнах.) Недавно в Blockstream инвестировали $21 млн Рейд Хоффман, Khosla Ventures, и ряд других впечатляющих инвесторов.

Лучшие трейдеры На основании оценок пользователей
Смотреть все
Это только усиливает боль всех этих мини-Тесла в области чуть пониже спины. С их точки зрения, самым этичным способом заработать деньги будет выпустить новую супер-пупер-валюту и продать её за биткоины доверчивым буратинам; деньги же венчурных капиталистов грязные и даже отравляющие, потому что их получатели должны потом еще отчитываться перед инвесторами (фу, какая гадость!) С этой точки зрения, любой, кто берёт деньги инвесторов, сразу же тем самым порождает «конфликт интересов». Так называемые Биткоин-максималисты утверждают, что «неэтично продавать свою мечту» на предпродаже вновь созданной виртуальной валюты, чтобы набрать капитал.

Приведённые в кавычках выражения — это дословные цитаты директоров стартапов, произносимых ими на прекрасном Саммите Будущего Денег и Технологий в Сан-Франциско. Из соображений журналистской этики я опущу их имена. Но это ничего не значит для вкладчиков в Blockstream, которые ясно дали понять, что их инвестиции направлены на «разработку Биткоин-экосистемы, а не на прямое извлечение прибыли.»

Новая технология Blockstream — «сайдчейны» (PDF) — требует «мягкого» (то есть обратно совместимого) форка (его ещё называют «софт-форк») протокола Биткоина для своей работы. Думаю, что это всё же произойдёт, потому что:

1.             похоже, идея действительно очень хороша

2.             в число инвесторов Blockstream входит основной костяк разработчиков ядра Биткоина.

Но зато, после такого софт-форка, большинство последующих Блокчейн-инноваций и экспериментов будет реализовано на сайдчейнах, что означает увядание существующих проектов альткойнов мини-Тесла. Ведь они будут вытеснены эквивалентами на сайдчейнах (например, появится сайдчейн, который клонирует Ethereum) и это будет триумфальным шествием Биткоин-максимализма, по крайней мере, на какое-то время.

Существует одна компания/криптовалюта/платформа, которая стремится занять интересную нишу между Биткоином и альткойнами, между переменным и постоянным током: Stellar, поддерживаемый компанией Stripe. Её технический директор, Джед МакКалеб (Jed McCaleb), в своё время создал Mt.Gox — первую крупную Биткоин-биржу  (и продал её Марку Карпелесу задолго до начала печально известного краха). Затем он создал Ripple, с которой, как он коротко выразился, «ничего не вышло», перед тем, как двинулся дальше, к Stellar, чтобы «Сделать всё правильно».

У Stellar впечатляющий руководящий состав, по-видимому благодаря впечатляющей технологии.

Мы можем наблюдать впечатляющий прогресс: 140 000 пользователей еженедельно, 35% из которых — женщины, благодаря члену правления Джойс Ким (Joyce Kim), которая раньше занималась платформами для женской е-коммерции. Stellar делает международный обмен простым с изящной распределённой платформой. Они сосредоточились на «следующем миллиарде» мира разработок, что на мой взгляд, весьма умно. Также они собираются «вскоре анонсировать реально крутые штуки в Южной Африке и Нигерии.»

В их амбиции входит «превзойти» Биткоина, что вообще-то уже не выглядит столь убедительно. Сложно сказать, как «шлюз» Stellar мог бы стать, заменой, например, Coinbase. Как размышлял МакКалеб в секции, которую мне довелось посетить:

«[В перспективе,] останется только один всеобъемлющий платёжный метод… Биткоин — это первая итерация… Майнинг представляет собой большую проблему.»

И похоже, это действительно может быть проблемой. Грегори Максвелл, разработчик ядра Биткоина и основатель Blockstream, который, похоже, был самым умным человеком из присутствующих на Саммите Будущего Денег, вне зависимости от того, как много народу там было, признался, что ему долгосрочная перспектива Биткоин-майнинга «не даёт уснуть по ночам.» 

Несмотря на это, в обозримом будущем, Биткоин останется единственным реальным игроком на этом поле. Как сказал мне Марвен Форзли (Marwan Forzley) из Align Commerce, это единственная криптовалюта, обладающая ликвидностью. Align — это стартап, который даёт своим клиентам возможность проводить международные B2B платежи с помощью Биткоина. Они были бы счастливы делать это посредством Stellar, если бы могли. Но они не могут, по крайней мере, пока что.

Форзли также представил мне один из самых лучших аргументов в пользу Биткоина в реальном мире, которые я когда-либо слышал. Он — ветеран битвы VoIP сервисов (с сотовыми операторами и между собой — прим. пер.) и он видит примечательную параллель. Сначала над VoIP смеялись. Затем называли неэффективным и бесполезным. Потом, когда он стал полезным, правительства пытались с ними бороться законодательно (как правило, в каждой стране инфраструктура проводной телефонии либо принадлежала государственному ведомству, либо компании, очень близкой к власти и имеющей там определённое влияние — прим. пер). И когда у них ничего не получилось, они, наконец, отступили и приняли новую технологию. Сейчас она настолько банальна и повсеместна, что сам термин «Голос-через-IP» уже устарел. Её теперь называют просто «голос». В первом приближении, Биткоин — это Деньги-через-IP… И Форзли говорит: «Мы уже видели раньше этот фильм, и мы знаем, чем он закончится.»

Dialpad, первый король VoIP, не смог вырасти и был приобретён Yahoo!, а потом просто сдулся и остался лишь сноской на полях истории. Его перспективы выглядели более радужными, пока на сцене не появился Skype и не привлёк по-настоящему внимание огромной аудитории, не столь продвинутой в технологиях. Также, ветеран-инвестор Джон Петтит (John Petitt) сравнивает сегодняшний Биткоин (ну или по крайней мере, сегодняшние Биткоин-приложения-клиенты) с gopher — протоколом ранних дней Интернета, используемый технарями, но игнорируемый основной массой людей… И предположил, что мы до сих пор не видели криптовалютный аналог Mosaic, который, в свою очередь, был даже менее популярным, чем Netscape, о котором, в с вою очеред, даже сегодня уже мало кто слышал.

Битва, назревающая сегодня, оставит длинный и важный след в истории криптовалют.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *