Центризбирком России может начать использовать искусственные нейронные сети и технологию блокчейн. С предложением технически обновить процесс голосования выступил лидер Партии роста Борис Титов. По его словам, это поможет полностью исключить так называемые вбросы. «Умные» камеры на избирательных участках смогут фиксировать каждый опущенный в урну бюллетень и моментально вычислять точное количество проголосовавших.
Лидер Партии роста Борис Титов предложил Центризбиркому использовать для контроля за ходом голосования искусственные нейронные сети и технологию блокчейн. В ЦИКе подтвердили RT, что такое предложение им действительно поступило.
Искусственные нейронные сети представляют собой самообучающиеся системы искусственного интеллекта, которые могут распознавать и фиксировать каждый факт опускания бюллетеня в урну. Видеопоток с камер, установленных на избирательных участках, можно пропустить через нейронные сети, тогда каждый факт голосования будет регистрироваться в базе с помощью инструмента для хранения данных транзакций (блокчейн). Между процессом голосования и его фиксацией в системе проходит всего несколько секунд.
Таким образом искусственные нейронные сети оперативно подсчитают точное количество проголосовавших на каждом участке, а результат их работы, как конечный, так и промежуточный, будет зафиксирован при помощи технологии блокчейн.
С таким предложением выступил председатель Партии роста Борис Титов на встрече с Эллой Памфиловой в ЦИКе. По его мнению, если эта система будет реализована в России, то случаи вбросов бюллетеней могут быть исключены.
«Каждый голос учитывается как одна уникальная транзакция в системе. При такой организации процесса повторное голосование или вброс бюллетеней невозможен. Любой человек когда угодно сможет проверить результат своего личного голосования и удостовериться, что он не изменён», — заявил RT Борис Титов.
Блокчейн поможет
Координатор блокчейн-проекта Партии роста Оксана Бобылёва рассказала RT, что камеры, установленные на некоторых избирательных участках страны, могут быть использованы для контроля за ходом голосования.
Как только нейросеть «видит» знакомый алгоритм — бюллетень опускается в урну, — она засчитывает один голос. Партия уже опробовала технологию на нескольких участках в ходе думских выборов в 2016 году.
«Для того чтобы собрать видеопоток и запустить его обработку с помощью нейронных сетей, в первую очередь необходимо правильно настроить уже имеющееся оборудование, что достаточно экономично», — говорит Бобылёва.
«Нейронные сети в таком виде, как мы предлагаем, никто ранее не использовал. На основе блокчейн несколько стран разрабатывают и уже тестируют системы голосования. Известны разработки на Украине, в Эстонии, США и России», — сказала представитель партии.
Россия на пороге технологической революции
ЦИК активно занимается совершенствованием технологического обеспечения объективности голосования, говорит член Центризбиркома Василий Лихачёв. Он рассказал RT, что все предложения, которые могут соответствовать этому тренду, достойны рассмотрения.
«На внутренних совещаниях очень подробно рассматриваем концепцию расширения применения камер, разного рода КОИБов и так далее. У меня такое ощущение, что Россия стоит перед некой технологической революцией, которая соответствует установкам Конституции и законодательства и требованиям президента сделать весь электоральный процесс более легитимным и открытым», — поясняет он.
Руководитель экспертно-консультационной группы при председателе ЦИК Андрей Бузин рассказал, что первоначально нужно решить вопрос о порядке и установке видеонаблюдения, необходимого для реализации этого предложения. Само использование искусственного интеллекта на выборах возможно, по его мнению, не ранее, чем через семь лет.
«Предложение очень далеко от реальности. Сейчас ещё даже не решён вопрос о том, будет ли видеонаблюдение на выборах и где конкретно. До реализации этого предложения ещё слишком далеко. До автоматизации видеонаблюдения руки не дойдут ближайшие семь лет», — сказал Бузин в беседе с RT.
Он также отметил, что на прошлых выборах 18 сентября 2016 года только 15-20 тыс. участков были оснащены видеокамерами, в то время как в России около 96 тыс. избирательных участков.
Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов уверен, что нужно использовать как можно больше вариантов контроля за ходом голосования.
«Я считаю, что любые способы контроля за выборами — это положительно. За современными технологиями будущее, поэтому эту систему необходимо внедрять. Единственное опасение: будут ли эти базы данных защищены от несанкционированного доступа, например, от хакеров, которые могут взламывать эту систему», — рассказал Свинцов RT.
Он также отметил, что было бы неплохо, если бы эти системы видеонаблюдения фиксировали лица, чтобы исключить возможность повторного голосования одним человеком на разных избирательных участках.
Научить нейросеть
Бизнес-аналитик Роман Баранов рассказал RT, что нейросеть нужно «научить» определённому алгоритму: ей нужно «показать» большое количество видео, чтобы она смогла отличать одно действие от другого.
По словам эксперта, спрос на подобную технологию на российском рынке достаточно высок и с каждым днём она становится всё более доступной, в том числе и для людей, не знакомых детально с процессом обработки данных. В России её чаще всего применяют для прогнозирования спроса и продаж.
«В настоящее время нейронная сеть, обученная на определённый процесс, может стоить от 5 до 20 млн рублей в зависимости от задач», — заключает аналитик.