После того как в 2014 г. Народный банк Китая сформировал аналитическую группу, было сделано несколько пробных попыток запустить собственную криптовалюту. Благодаря этому он подошел на шаг ближе к тому, чтобы стать одним из первых крупных центральных банков, выпускающих цифровые деньги, с помощью которых можно приобрести все, что угодно, начиная с лапши и заканчивая автомобилем.
Пользователи, осуществляющие транзакции при помощи своих смартфонов или ноутбуков, вряд ли заметят существенную разницу в использовании выпущенной НБК криптовалюты в сравнении с существующими формами расчета, такими как Alipay или WeChat. Зато продавцам цифровые платежи будут поступать напрямую от покупателя, в результате чего снизятся транзакционные издержки, так как из процесса выпадет посредник.
Одновременно с наращиванием собственных возможностей НБК повышает безопасность биткоина и иных частных цифровых платежных средств. Банк не хочет, чтобы пузырь биткоина лопнул. А учитывая, что исторически денежные средства выпускались государством, а не частными рыночными игроками, то вполне понятно, что банк не желает отдавать криптовалюту в руки компаний, которые он не контролирует.
Китайцы используют онлайн-платежи практически повсеместно. Вместо того чтобы опускать в торговый автомат монетки, китайцы, когда хотят приобрести баночку колы, сканируют QR-код на своем смартфоне. Во время гуляний по поводу Китайского нового года деньги дарятся нажатием нескольких кнопок на смартфоне, а не в виде хрустящих банкнот в красных конвертах.
Все это ставит под угрозу статус НБК в качестве центрального банка, регулирующего как цифровую, так и физическую стороны финансовой деятельности. Как говорится, не можешь победить — возглавь.
«Главное в борьбе с отмыванием денег и повышении эффективности монетарной политики – знать, сколько банки выдают кредитов, на что идут деньги, и темпы предоставления новых кредитов», – считает Дуан Синсин (Duan XinXing), вице-президент находящейся в Пекине OKCoin Co., одной из крупнейших биткоин-бирж. По его словам, использование цифровой валюты упростит для НБК процесс мониторинга рисков в финансовой системе и отслеживание транзакций в масштабах всей экономики.
OKCoin стала одной из криптовалютных бирж, которые недавно предприняли шаги по заморозке вывода биткоинов в качестве одного из инструментов противодействия оттоку капитала.
В январе 2016 г. НБК сообщил о «скором» введении собственной криптовалюты, но до сих пор официально не объявил о дате запуска. Между тем, идея получила мощную поддержку со стороны высокопоставленных лиц, включая Фана Йифея (Fan Yifei), одного из заместителей управляющего НБК.
Китай – не единственная страна, взявшая курс на отказ от наличных денег. В конце прошлого года премьер министр Индии Нарендра Моди (Narendra Modi) распорядился изъять из обращения 86% банкнот, пытаясь снизить коррупцию и стимулировать распространение цифровых платежей. Банк Канады, Дойче Бундесбанк и Валютное управление Сингапура изучают цифровые валюты.
Печать денег и борьба с фальшивомонетничеством – дорогое удовольствие для страны с населением 1,4 млрд. Особенно больно бьет по карману стоимость управления обращением и транзакциями. Введение в оборот цифровой валюты наравне с наличными деньгами может повысить скорость, удобство и прозрачность транзакций.
«Снижение затрат – явное преимущество, однако результаты перехода на цифровые деньги, основанные на технологии блочных цепей, и отказ от текущей платежной структуры не исчерпываются только им, – считает Ларри Као (Larry Cao), директор по контенту в гонконгском институте CFA. – Потребитель получает потенциальную возможность осуществить платеж любому лицу в рамках системы, любому банку, любому ТСП напрямую. Блочные цепи полностью изменят инфраструктуру. Это настоящая революция».
Технология блочных цепей представляет собой, по сути, цифровой реестр, в котором записывается платежная история каждого оборота денежной единицы. Если представленная НБК версия получит широкое распространение, это поставит под угрозу текущее положение посредников – банков и платежных сервисов, таких как Alipay (аффилированное лицо Alibaba) WeChat (принадлежащий Tencent) – двух ведущих сетей онлайн-платежей.
«Я бы не стал утверждать, что банки и платежные компании исчезнут. Но их роль, без сомнения, изменится, – делится своими мыслями Уильям Ги (William Gee), партнер по страхованию от рисков в PwC China (Пекин). – Им придется заново искать свое место в новой платежной экосистеме, и, вполне вероятно, мы станем свидетелем зарождения новой бизнес-модели в этом секторе».
Данные в реальном времени
По словам Дуана, для НБК использование блокчейна – технологии, лежащей в основе биткоина, – означает возможность отслеживания транзакций и в реальном времени сбора полных и аутентичных данных, необходимых для генерации показателей состояния кредитно-денежной сферы, таких как рост денежной массы.
«Существенно повысится прозрачность экономической деятельности в каждом уголке страны, – утверждает Дуан. – Центральный банк получит беспрецедентный доступ к информации о том, как функционирует экономика».
Таким образом, вместо того чтобы полагаться на ежемесячные обзоры компаний, или на сравнительные отчеты о расходах, подготавливаемые статистическим комитетом, НБК и, следовательно, правительство будут держать руку на пульсе потребителей, получая данные в реальном времени. Благодаря этому появится возможность ежедневной или даже ежечасной тонкой регулировки действующих программ, что поднимет точность управления монетарной политикой на небывалый уровень.
В исследовательской работе, представленной НБК в прошлом году, давалось общее описание того, как могли бы функционировать цифровые деньги:
- НБК создает криптовалюту и передает ее коммерческим банкам, когда тем требуется дополнительная ликвидность
- Потребители снимают цифровую валюту из модифицированных банкоматов или получают ее у кассиров в банке, и сохраняют в крипто-кошельке на своем мобильном телефоне или ином устройстве
- Во время покупок потребители переводят средства из своего личного кошелька на счет ТСП
- ТСП переводит криптовалюту на свой счет в коммерческом банке
Криптовалюта станет частью общей денежной массы, заменив часть бумажных платежных средств, говорится в отдельной статье, опубликованной в официальном журнале центрального банка в сентябре месяце.
«Разговоры о влиянии цифровых денег сродни имевшим место в 1980-х рассуждениям о том, как Интернет изменит жизнь людей, – считает Дуан. – Мы знаем, что это влияние будет огромным. Цифровые деньги обладают потенциалом полностью изменить экономическую инфраструктуру. Мы просто не знаем, когда и как это произойдет».