Уберизация – что дальше?
Децентрализованные системы будут постепенно внедряться во всех областях экономики. В первую очередь в сфере услуг, предоставляемых частными лицами. Uber – только первый шаг. В его модели остается централизованное звено – управляющая платформа. Это гибридное решение, промежуточный вариант. Вместо старой вертикальной централизованной системы, в рамках которой нанимают людей, дают им задания и заставляют работать, создана полуцентрализованная система с центральной платформой и распределенной системой, которая включает систему управления качеством (лайки, отзывы), независящую от центрального управления. Следующий этап – ликвидация центрального звена, когда участники смогут самостоятельно создавать и поддерживать платформы, необходимые им для работы.
Технологии распределенного реестра показывают, как это технологически может быть реализовано. Раньше распределенные системы были квазираспределенными: всё равно оставался центральный оркестратор, центральный источник исходного кода или что-то еще. За счет существенного повышения эффективности использования машин Uber крайне конкурентен по отношению к обычным таксопаркам. Но из-за внутренней конкуренции системы такого типа уже вырождаются. Маржа у таксистов сильно сокращается. Компании типа Uber не могут создать системное улучшение, они могут только выжимать тарифы, пытаясь сохранить свою доходность. Поэтому, мне кажется, что возникнет тяга изъять это центральное звено, которое сейчас забирает себе комиссию до 30%.
Думаю, что на смену Uber’у придут системы, поддерживаемые самими таксистами, которые будут валидировать и проводить транзакции с помощью личных устройств. И такой подход, при котором системы будут поддерживаться самими пользователями, возможен в разных отраслях.
Не уверен, что все это будет реализовано на технологии блокчейн или что используемая технология будет так называться. Технологически проблема обеспечения доверия в недоверенной среде решается не только с помощью технологии блокчейн. Например, есть распределенные протоколы, построенные на принципах голосования участников. Но, скорее всего, первые попытки будут делаться именно на платформах типа Bitcoin или Ethereum.
Блокчейн и государство
Технологии распределенного реестра могут использоваться для решения самых разных задач. Например, для идентификации без используемой в настоящее время сложной системы выпуска ключей. Можно перевернуть систему с ног на голову. Люди могли бы сами выпускать свои ключи, а затем удостоверять их, например, в банках или прямо записывать в ЕСИА. В этом случае у людей на руках достаточно быстро оказалось бы большое количество работоспособных ключей, которыми они могли бы оперативно пользоваться для получения удаленных услуг. А технология блокчейн очень подходит для хранения таких ключей.
Хотя технологических проблем нет. И, конечно, технология блокчейн тут подходит практически идеально. Потому что хранить в распределенных реестрах подтверждения тех или иных документов можно легко и безопасно. И все базы можно проверить. Есть масса плюсов, но для использования технологии нужно трансформировать всю систему принятия и подтверждения юридической значимости тех или иных действий людей или документов, что в настоящее время кажется невыполнимой задачей.
Другая возможная область применения технологий распределенного реестра – передача государством своих бизнес-процессов, связанных с регистрацией прав (собственности и т.д.), на аутсорсинг в децентрализованную систему, сертифицированный блокчейн. Это перспективная технология для использования в области государственных реестров, таких как ЕГРП, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, черные списки мошенников или террористов. Используя технологии распределенного реестра, запускать и администрировать системы проще, чем огромные базы, существующие сейчас у каждого ведомства. Это надежнее и дешевле. Я думаю, что построение государственного блокчейна или сертифицированного государством блокчейна, или межгосударственного блокчейна в рамках устоявшихся политических объединений – это очень вероятное развитие событий. Я не представляю ситуацию, в которой Китай, Россия, Европа, США и Бразилия будут одновременно использовать один и тот же блокчейн. Скорее всего, будут попытки создать блокчейн в рамках политических структур и объединений.
Финансы и банки
Еще одна область применения технологий распределенного реестра – финансы. Можно отказаться от банков как системы для перевода денег. Немного парадоксально – но наличные деньги можно рассматривать как своего рода блокчейн без банков. Их выпускает Центральный банк. Люди без всяких коммерческих банков этими наличными деньгами обмениваются и прекрасно себя чувствуют. Эта система базируется на доверии к Центральному банку и к наличным деньгам. Есть примеры, что в финансовой сфере блокчейн работает. В этом смысле я согласен с Германом Грефом, считающим, что во многих случаях банки станут не нужны. При использовании криптовалют каждый человек сможет сам проверить подлинность электронных денег и понять, что его не обманывают.
Идея о том, что вместо наличных физических будут выпускаться электронные деньги, мне кажется тривиальной. Все говорят о том, что надо переходить от бумажного документооборота к электронному. А чем тогда деньги отличаются от бумажных документов? И если надо переводить всё в электронную форму, то и деньги тоже. Действительно, вместо наличных денег центральные банки могли бы выпускать наличные электронные деньги. И не использовать коммерческие банки для их распространения или расчетов. Или задействовать банки только для первичной выдачи людям электронных наличных. Но, честно говоря, я не думаю, что в ближайшие пять лет в какой-либо крупной стране это произойдет.
Услуга «банк как сервис» быстро не уйдет в блокчейн. Все-таки финансовая сфера очень инерционна. Люди, занимающиеся финтехом и инновациями, энергичны и готовы ко всему новому. Но массовый потребитель консервативен и будет долго присматриваться, принюхиваться, пробовать новые продукты. Минимум пять лет уходит на то, чтобы какой-либо новый продукт начал играть существенную роль в жизни людей.
Будет плавный процесс. Биткойн запустили в 2009 г., но только в начале 2016-го – через шесть лет – об этом явлении стали говорить всерьез. Несмотря на то, что сейчас изменения в нашей жизни происходят гораздо быстрее, широкое внедрение технологий распределенного реестра займет пять-семь лет.
Алексей Архипов, директор по криптотехнологиям, ГК Qiwi