Сегодня народные избранники практически единогласно одобрили в первом чтении законопроект о цифровых финансовых активах. Напомним, что данный законопроект был инициирован группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации во главе с председателем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Разработка законопроекта осуществлялась по итогам совещания, организованного осенью прошлого года у президента России Владимира Путина. Цель документа — законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юрлицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.
Законопроект предусматривает лишь один вид сделок, которые смогут совершать владельцы цифровых финансовых активов (криптовалют и токенов), а именно сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту.
Помимо определения цифровых финансовых активов, документом закрепляется новый вид договора, заключаемого в электронной форме — смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий. Из прочих устанавливаемых на законодательном уровне понятий, можно отметить цифровую запись и цифровую транзакцию.
Согласно законопроекту, криптовалюта и токен являются имуществом. Также определены ключевые различия между криптовалютой и токеном: число эмитентов – один у токенов и множество эмитентов/майнеров у криптовалют, а также цели выпуска.
Особо стоит отметить – в законопроекте подчеркивается, что цифровые финансовые активы не являются законным платежным средством на территории РФ.
Закреплены в документе и правовые основы для осуществления новых видов деятельности, таких как создание криптовалюты и получение вознаграждения в виде криптовалюты (майнинг), а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций (валидация).
В ходе обсуждения документа Анатолий Аксаков в очередной раз высказал предложение о введении налоговых каникул для майнеров.
“Само определение майнинга требует дискуссий, пока сошлись на том, что потребление электроэнергии является его основным характеризущим признаком….На первых порах, может быть, на 2–3 года, целесообразно освободить майнеров от налогообложения, а потом вводить налоги как для иных видов бизнеса”, — заявил он.
В целях минимизации рисков владельцев цифровых финансовых активов при совершении сделок с ними и в целях соблюдения требований по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, все сделки должны осуществляться через операторов обмена цифровых финансовых активов, которые обязаны действовать только в статусе юридических лиц и осуществлять виды деятельности, определенные законами «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах».
Стоит отметить, что принятие обсуждаемого законопроекта повлечет за собой внесение массы поправок в налоговое законодательство, нормативно-правовую базу в сфере бухгалтерского учета, а также законы о защите информации.
Ожидаемо, принятие законопроекта, определяющего правовые рамки функционирования рынка криптовалют в России, прокомментировали в РАКИБ.
“Общие выводы по законопроектам:
Законопроекты не предусматривают возможности оборота криптовалюты, в том числе её внесения при привлечении инвестиций путем выпуска токенов (ICO).
Законопроекты не содержат ответов на существенные для рынка вопросы, касающиеся, например, возможности российских юридических и физических лиц приобретать токены и криптовалюту за рубежом, а также осуществлять размещение токенов в рамках ICO в других юрисдикциях.
Законопроекты требуют доработки в части унификации применяемой терминологии и дефиниций, а также единообразного определения статуса криптовалюты и токенов (цифровых денег и цифровых прав).
Представляется, что принятие законопроектов в предложенных редакциях не позволит создать на территории страны полноценного регулирования, не создаст благоприятного инвестиционного климата и будет побуждать инвесторов к уходу в более лояльные иностранные юрисдикции”, - отмечается в телеграм-канале Ассоциации.
Своё мнение высказали и многочисленные эксперты криптоиндустрии. Так, сайт Coinspot приводит комментарий директора программы дополнительного образования Blockchain Lawyers, Игоря Судеца:
“Сейчас рынок уже виден государству, но не урегулирован, что позволяет творить произвол — не возбуждать уголовные дела при хищениях, создавать непонятные условия налогообложения майнеров, блокировать популярные во всем мире сайты. У государства нет критериев, так что для него весь рынок ICO и криптовалют — это скам. Когда будут правила, можно будет отбирать позитивные проекты и с ними работать.Лучшие трейдеры На основании оценок пользователейСмотреть всеОпережая события, предположу, что с представленными законопроектами, которые сегодня примут в первом чтении, произойдут значительные метаморфозы ко второму чтению, так что еще раз говорить о содержании принимаемых законопроектов бессмысленно. В первом чтении принимаются законопроекты концептуально, подтверждается, что они нужны.
По имеющейся информации, во втором чтении нас ждут два главных изменения:
Во-первых, законопроект с поправками в ГК будет сокращен — из него полностью уйдет упоминание о криптовалюте (в законопроекте — Цифровые деньги). На практике это означает, что в России будет невозможно полноценное проведение ICO, поскольку токенны чаще всего приобретаются за криптовалюту, и никто из сознательных предпринимателей не будет проводить ICOпо нашей юрисдикции. Кроме того, граждане останутся незащищенными — у них будут продолжать похищать криптовалюту, скрываться в ней от долгов и банкротства (напомню, что решение апелляционного суда было принято как раз после внесения законопроекта Володина, и при исключении положений из законопроекта — подход может измениться). Вопросы «антиотмывочного» законодательства в свою очередь решены не будут, поскольку криптовалюту все так же можно будет использовать (в случае блокировок — с использование VPN), к примеру, для заключения серых сделок — ведь с исключением из нашего законодательства ее ценность останется общепризнаваемой по всему миру.
Во-вторых, есть большая вероятность, что законопроект Аксакова превратится в абсолютно новый и не имеющий отношение к блокчейну — по крайней мере такая редакция была представлена на юридическом форуме в СПб. Предлагается, чтобы были созданы специальные электронные площадки, на которых можно будет размещать денежные обязательства (читай — облигации) и учитывать доли и акции в компаниях. Площадка будет хранить информацию в своем личном нераспределенном реестре и выступать в роли агента перед органами госвласти. Законопроект крайне позитивен, но к проведению ICO или установлению комфортных условий для привлечения майнеров он точно не создаст”.
С самим законопроектом можно ознакомиться на сайте Государственной думы по ссылке http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7.
В целях минимизации рисков владельцев цифровых финансовых активов при совершении сделок с ними и в целях соблюдения требований по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, все сделки должны осуществляться через операторов обмена цифровых финансовых активов, которые обязаны действовать только в статусе юридических лиц и осуществлять виды деятельности, определенные законами «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах».
Стоит отметить, что принятие обсуждаемого законопроекта повлечет за собой внесение массы поправок в налоговое законодательство, нормативно-правовую базу в сфере бухгалтерского учета, а также законы о защите информации.
Ожидаемо, принятие законопроекта, определяющего правовые рамки функционирования рынка криптовалют в России, прокомментировали в РАКИБ.
“Общие выводы по законопроектам:
Законопроекты не предусматривают возможности оборота криптовалюты, в том числе её внесения при привлечении инвестиций путем выпуска токенов (ICO).
Законопроекты не содержат ответов на существенные для рынка вопросы, касающиеся, например, возможности российских юридических и физических лиц приобретать токены и криптовалюту за рубежом, а также осуществлять размещение токенов в рамках ICO в других юрисдикциях.
Законопроекты требуют доработки в части унификации применяемой терминологии и дефиниций, а также единообразного определения статуса криптовалюты и токенов (цифровых денег и цифровых прав).
Представляется, что принятие законопроектов в предложенных редакциях не позволит создать на территории страны полноценного регулирования, не создаст благоприятного инвестиционного климата и будет побуждать инвесторов к уходу в более лояльные иностранные юрисдикции”, - отмечается в телеграм-канале Ассоциации.
Своё мнение высказали и многочисленные эксперты криптоиндустрии. Так, сайт Coinspot приводит комментарий директора программы дополнительного образования Blockchain Lawyers, Игоря Судеца:
“Сейчас рынок уже виден государству, но не урегулирован, что позволяет творить произвол — не возбуждать уголовные дела при хищениях, создавать непонятные условия налогообложения майнеров, блокировать популярные во всем мире сайты. У государства нет критериев, так что для него весь рынок ICO и криптовалют — это скам. Когда будут правила, можно будет отбирать позитивные проекты и с ними работать.
Опережая события, предположу, что с представленными законопроектами, которые сегодня примут в первом чтении, произойдут значительные метаморфозы ко второму чтению, так что еще раз говорить о содержании принимаемых законопроектов бессмысленно. В первом чтении принимаются законопроекты концептуально, подтверждается, что они нужны.
По имеющейся информации, во втором чтении нас ждут два главных изменения:
Во-первых, законопроект с поправками в ГК будет сокращен — из него полностью уйдет упоминание о криптовалюте (в законопроекте — Цифровые деньги). На практике это означает, что в России будет невозможно полноценное проведение ICO, поскольку токенны чаще всего приобретаются за криптовалюту, и никто из сознательных предпринимателей не будет проводить ICOпо нашей юрисдикции. Кроме того, граждане останутся незащищенными — у них будут продолжать похищать криптовалюту, скрываться в ней от долгов и банкротства (напомню, что решение апелляционного суда было принято как раз после внесения законопроекта Володина, и при исключении положений из законопроекта — подход может измениться). Вопросы «антиотмывочного» законодательства в свою очередь решены не будут, поскольку криптовалюту все так же можно будет использовать (в случае блокировок — с использование VPN), к примеру, для заключения серых сделок — ведь с исключением из нашего законодательства ее ценность останется общепризнаваемой по всему миру.
Во-вторых, есть большая вероятность, что законопроект Аксакова превратится в абсолютно новый и не имеющий отношение к блокчейну — по крайней мере такая редакция была представлена на юридическом форуме в СПб. Предлагается, чтобы были созданы специальные электронные площадки, на которых можно будет размещать денежные обязательства (читай — облигации) и учитывать доли и акции в компаниях. Площадка будет хранить информацию в своем личном нераспределенном реестре и выступать в роли агента перед органами госвласти. Законопроект крайне позитивен, но к проведению ICO или установлению комфортных условий для привлечения майнеров он точно не создаст”.
С самим законопроектом можно ознакомиться на сайте Государственной думы по ссылке http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7.