Сегодня в базе данных нижней палаты Госдумы были размещены законопроекты «О цифровых финансовых активах» и «О краудфандинге».
Документы внесены группой парламентариев во главе с главой комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. В пояснительной записке к проекту закона о цифровых финансовых активах отмечено следующее:
“Целями законопроекта является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов".
В представленном законопроекте в качестве цифровых финансовых активов определены криптовалюты и токены, которые отнесены к категории имущества, дано четкое описание различий между ними. В сопроводительных к документу материалах отмечено, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.
Законопроект предусматривает, что все сделки с цифровыми активами должны осуществляться через операторов обмена цифровых активов, которыми могут быть только юридические лица, являющиеся либо профучастниками, либо биржами. Предусмотрен обмен токенов на рубли, иностранную валюту, при этом возможность и правила обращения криптовалют, в том числе для приобретения токенов должны определяться Банком России по согласованию с Правительством страны.
Проект закона «О краудфандинге» регулирует отношения по привлечению инвестиций с использованием цифровых технологий и определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ. Наряду с традиционными формами (через займы, выпуск ценных бумаг, приобретение доли в капитале), закрепляющими правоотношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом предусматривается использование токенов инвестиционного проекта, обозначающих определённые имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределённом реестре. Для заключения и исполнения договоров между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом предусматривается возможность использования смарт-контрактов.
Операторами инвестиционной платформы могут являться российские хозяйственные общества, включённые в реестр Банка России. Требования по минимальному размеру собственных средств оператора сопоставимы с требованиями для профучастников рынка ценных бумаг (3 млн.рублей). Устанавливается также, что требования к руководству и участникам оператора соответствуют требованиям для профучастников, закреплённым в законе «О рынке ценных бумаг».
Как подчеркнул глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, подготовка законопроектов велась при активном и непосредственном участии Правительства и Банка России, а также депутатов Госдумы. Он отметил, что «предложенные документы требуют доработки, в том числе с учётом мнения экспертного сообщества. Комитет готов к соответствующей конструктивной работе и организует все необходимые дискуссии по их обсуждению и доработке»
При этом, по словам Аксакова,
"Комитет будет стремиться рассмотреть законопроекты в первом чтении в апреле, для того, чтобы второе и третье чтения провести в мае-июне. Это позволит выполнить поручение Президента, в соответствии с которыми они должны быть приняты до 1 июля текущего года".