Арсений Майоров: к цифровой экономике - управляя вызовами и рисками | Блокчейн и Биткоин в России
Бизнес

Арсений Майоров: к цифровой экономике – управляя вызовами и рисками | Блокчейн и Биткоин в России

08.01.2024

381 Просмотров

Авторская колонка председателя Экспертной группы ЛО ТПП по цифровой экономике, руководитель научно-образовательного центра урбанистики и прикладных социокультурных исследований ЛГУ им. А.С. Пушкина Арсения Майорова. По итогам заседания Экспертной группы ЛО ТПП по цифровой экономике 4 июня 2018 года.

Наверное, не нужно говорить много слов о том, насколько актуальной сегодня является тема развития цифровой экономики не только в мире в целом, но и конкретно в нашей стране. Не раз обсуждалось то, что цифровые технологии меняют способы и порядок реализации корпоративной стратегии различных бизнес-структур в повседневной деятельности, особенно в банковском и телекоммуникационном секторах, а также повышают эффективность вложений и выявляют новые возможности на рынке. Мы наблюдаем, как в различных отраслях экономики все активнее применяются методы анализа больших объемов данных для получения новых знаний и принятия эффективных управленческих решений. Возможно, уже в ближайшее десятилетие интернет вещей позволит повысить качество эксплуатации оборудования, увеличит производительность нефтегазовых месторождений, сделает городскую инфраструктуру более «умной» и энергоэффективной. Вместе с этим, и я хочу обратить на это внимание, на сегодняшний день цифровая экономика представляет собой не только определенную систему экономических отношений, но и систему социальных и культурных отношений, реализуемых на основе использования цифровых ИКТ.

Как говорил Президент, “Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества”.

Цифровая экономика ориентирована не только на создание необходимых условий для появления новых прорывных и перспективных цифровых технологий и применение передовых инновационных моделей организации бизнеса, торговли, логистики и производства, но и на формирование абсолютно нового жизненного пространства, нового качества жизни, новых ценностей и так далее. Во многом именно поэтому то, чем нам с вами предстоит заниматься в этой сфере на протяжении многих лет, делает нашу работу сверхважной, требует нашего пристального внимания, объединения наших сил и ресурсов, разработки свежих идей и инновационных решений.

Для того, чтобы максимально коротко охарактеризовать те направления деятельности и тренды, которые сегодня формируются в рамках федеральной повестки, необходимо, в первую очередь, обратиться к программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Так, в целях управления развитием цифровой экономики были определены цели и задачи в рамках пяти базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации, к которым относятся: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Отдельным направлением программы станет проект «Умный город», представляющий собой единое решение в области безопасности, организации дорожного движения, управления жилищно-коммунальными и социально-бытовыми услугами в городе.

Как говорил Президент, “Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества”.

Лучшие трейдеры На основании оценок пользователей
Смотреть все
Цифровая экономика ориентирована не только на создание необходимых условий для появления новых прорывных и перспективных цифровых технологий и применение передовых инновационных моделей организации бизнеса, торговли, логистики и производства, но и на формирование абсолютно нового жизненного пространства, нового качества жизни, новых ценностей и так далее. Во многом именно поэтому то, чем нам с вами предстоит заниматься в этой сфере на протяжении многих лет, делает нашу работу сверхважной, требует нашего пристального внимания, объединения наших сил и ресурсов, разработки свежих идей и инновационных решений.

Для того, чтобы максимально коротко охарактеризовать те направления деятельности и тренды, которые сегодня формируются в рамках федеральной повестки, необходимо, в первую очередь, обратиться к программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Так, в целях управления развитием цифровой экономики были определены цели и задачи в рамках пяти базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации, к которым относятся: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Отдельным направлением программы станет проект «Умный город», представляющий собой единое решение в области безопасности, организации дорожного движения, управления жилищно-коммунальными и социально-бытовыми услугами в городе.

В мае нынешнего года Президент подписал указ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", исходя из которого:

  • Правительство должно создать систему правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере;
  • Правительство отвечает за создание в 2024 году глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • Необходимо обеспечить информационную безопасность на основе отечественных технологий;
  • Необходимо решить задачу преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы с помощью внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
  • Цифровые технологии и платформенные решения должны быть внедрены в сферах госуправления и оказания государственных услуг (в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей);
  • Разработки в сфере искусственного интеллекта и цифровизации экономики РФ являются приоритетными направлениям, в том числе в сфере энергетики.

Стоит отметить, что за последние месяцы на федеральном уровне ведется работа по разработке следующих важных законопроектов:

1) В сфере информационной безопасности:

  • Законопроект об основах государственного регулировании криптографической деятельности (законодательные меры, направленные на защиту, поддержку и экспортное продвижение отечественной «отрасли» средств криптографической защиты в условиях конкурентных вызовов цифровой экономики).

2) В сфере нормативного регулирования:

  • Законопроект, закрепляющий информацию в качестве объекта гражданских прав;
  • Законопроект, предполагающий уточнение понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного образа документа;
  • Законопроект, направленный на унификацию требований к правовому регулированию программ для ЭВМ и баз данных;
  • Законопроект, направленный на уточнение положений Гражданского кодекса Российской Федерации о совместном обладании исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
  • Законопроект, определяющий понятие краудфандинговой деятельности;
  • Законопроект о введении пониженного налогообложения доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, оптимизации применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР и приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности при исчислении налога на прибыль;
  • Законопроект о введении специального налогового режима определения российского налогового резидентства физических лиц - высококвалифицированных специалистов;
  • Законопроект, направленный на увеличение доли безналичных расчетов и проектах федеральных законов, направленных на обеспечение доступности финансовых услуг для граждан;
  • Законопроект, определяющий статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий;
  • Законопроект о внедрении безбарьерных систем взимания платы (“свободный поток”) за проезд по платным автомобильным дорогам.

На основании собственных наблюдений я сформулировал несколько направлений развития цифровой экономики как на федеральном, так и на региональном уровне:

  1. Государственное регулирование, к которому можно отнести закрепление на законодательном уровне основных понятий, принципов регулирования цифровой экономики и обязанностей всех экономических субъектов;
  2. Информационная инфраструктура, предполагающая существенное увеличение количества выданных патентов на изобретения вследствие введения налоговых льгот для компаний-новаторов, а также развитие системы взаимодействия научно-исследовательских институтов, компаний и высших учебных заведений;
  3. Осуществление исследований и разработок, базирующихся на технологических платформах в сферах медицины и биотехнологий, информации и коммуникаций, фотоники, энергетики, транспорта, металлургии и новых материалов и т. д.;
  4. Подготовка кадров, включая обучение информационным технологиям школьников, людей старшего поколения, предоставление возможности осуществления переподготовки в IT- сфере и снижения на этой основе безработицы;
  5. Обеспечение информационной безопасности, предполагающее повышение осведомленности работников и развитие корпоративных служб по информационной безопасности;
  6. Государственное управление, предусматривающее введение оцифрованного документооборота и его размещение на “облачных” серверах, запуск проектов по анализу “больших данных”;
  7. Умный город, основанный на развитии, в первую очередь, крупных городов с внедрением в них цифровых технологий управления городскими системами, а также энергетическими ресурсами;
  8. Цифровое здравоохранение, уделяющее первоочередное внимание превентивной медицине, персонализированному подходу, технологичности и безопасности оказываемых услуг.

Вместе с этим, очевидным является тот факт, что внедрение новых технологий связано с появлением новых технологических рисков, которые нужно учитывать в разрабатываемых, в том числе при участии экспертной группы Ленинградской областной ТПП по цифровой экономике, законопроектах. И разрабатывать соответствующие методы управления, чтобы минимизировать их степень воздействия. Сложность управления рисками обусловлена тем, что риски внедрения новых технологий очень разнообразны: это и появление новых вирусных программ, угрозы внешнего управления, исчезновения приватности, утечка персональных данных, контроль рынка и многое другое.

Это достаточно масштабные проблемы и их неизбежно придется решать. Таким образом, в фокусе нашего экспертного внимания должно всегда оставаться управление вызовами и рисками, которое является составным элементом общей системы управления развитием цифровой экономики независимо от того, осуществляется ли это управление на уровне федеральном или региональном. Особенная сложность управлениям рисками состоит в необходимости регулярной разработки максимально точных прогнозов о том, на каком этапе развития цифровой экономики возможно непосредственное появление вызовов и угроз и, самое главное, каких именно.

В мае нынешнего года Президент подписал указ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", исходя из которого:

  • Правительство должно создать систему правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере;
  • Правительство отвечает за создание в 2024 году глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • Необходимо обеспечить информационную безопасность на основе отечественных технологий;
  • Необходимо решить задачу преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы с помощью внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
  • Цифровые технологии и платформенные решения должны быть внедрены в сферах госуправления и оказания государственных услуг (в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей);
  • Разработки в сфере искусственного интеллекта и цифровизации экономики РФ являются приоритетными направлениям, в том числе в сфере энергетики.

Стоит отметить, что за последние месяцы на федеральном уровне ведется работа по разработке следующих важных законопроектов:

1) В сфере информационной безопасности:

  • Законопроект об основах государственного регулировании криптографической деятельности (законодательные меры, направленные на защиту, поддержку и экспортное продвижение отечественной «отрасли» средств криптографической защиты в условиях конкурентных вызовов цифровой экономики).

2) В сфере нормативного регулирования:

  • Законопроект, закрепляющий информацию в качестве объекта гражданских прав;
  • Законопроект, предполагающий уточнение понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного образа документа;
  • Законопроект, направленный на унификацию требований к правовому регулированию программ для ЭВМ и баз данных;
  • Законопроект, направленный на уточнение положений Гражданского кодекса Российской Федерации о совместном обладании исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
  • Законопроект, определяющий понятие краудфандинговой деятельности;
  • Законопроект о введении пониженного налогообложения доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, оптимизации применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР и приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности при исчислении налога на прибыль;
  • Законопроект о введении специального налогового режима определения российского налогового резидентства физических лиц - высококвалифицированных специалистов;
  • Законопроект, направленный на увеличение доли безналичных расчетов и проектах федеральных законов, направленных на обеспечение доступности финансовых услуг для граждан;
  • Законопроект, определяющий статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий;
  • Законопроект о внедрении безбарьерных систем взимания платы (“свободный поток”) за проезд по платным автомобильным дорогам.

На основании собственных наблюдений я сформулировал несколько направлений развития цифровой экономики как на федеральном, так и на региональном уровне:

  1. Государственное регулирование, к которому можно отнести закрепление на законодательном уровне основных понятий, принципов регулирования цифровой экономики и обязанностей всех экономических субъектов;
  2. Информационная инфраструктура, предполагающая существенное увеличение количества выданных патентов на изобретения вследствие введения налоговых льгот для компаний-новаторов, а также развитие системы взаимодействия научно-исследовательских институтов, компаний и высших учебных заведений;
  3. Осуществление исследований и разработок, базирующихся на технологических платформах в сферах медицины и биотехнологий, информации и коммуникаций, фотоники, энергетики, транспорта, металлургии и новых материалов и т. д.;
  4. Подготовка кадров, включая обучение информационным технологиям школьников, людей старшего поколения, предоставление возможности осуществления переподготовки в IT- сфере и снижения на этой основе безработицы;
  5. Обеспечение информационной безопасности, предполагающее повышение осведомленности работников и развитие корпоративных служб по информационной безопасности;
  6. Государственное управление, предусматривающее введение оцифрованного документооборота и его размещение на “облачных” серверах, запуск проектов по анализу “больших данных”;
  7. Умный город, основанный на развитии, в первую очередь, крупных городов с внедрением в них цифровых технологий управления городскими системами, а также энергетическими ресурсами;
  8. Цифровое здравоохранение, уделяющее первоочередное внимание превентивной медицине, персонализированному подходу, технологичности и безопасности оказываемых услуг.

Вместе с этим, очевидным является тот факт, что внедрение новых технологий связано с появлением новых технологических рисков, которые нужно учитывать в разрабатываемых, в том числе при участии экспертной группы Ленинградской областной ТПП по цифровой экономике, законопроектах. И разрабатывать соответствующие методы управления, чтобы минимизировать их степень воздействия. Сложность управления рисками обусловлена тем, что риски внедрения новых технологий очень разнообразны: это и появление новых вирусных программ, угрозы внешнего управления, исчезновения приватности, утечка персональных данных, контроль рынка и многое другое.

Это достаточно масштабные проблемы и их неизбежно придется решать. Таким образом, в фокусе нашего экспертного внимания должно всегда оставаться управление вызовами и рисками, которое является составным элементом общей системы управления развитием цифровой экономики независимо от того, осуществляется ли это управление на уровне федеральном или региональном. Особенная сложность управлениям рисками состоит в необходимости регулярной разработки максимально точных прогнозов о том, на каком этапе развития цифровой экономики возможно непосредственное появление вызовов и угроз и, самое главное, каких именно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *