Характерная особенность системы: все сделки в ней проходят «в открытую». Это, по мнению адептов биткоина, гарантирует безопасность расчетов: любая операция видна всем участникам, поэтому малейшие попытки махинаций становятся очевидными. Впрочем, видеть — не значит контролировать: массовые кражи биткоинов со счетов пользователей и успешные хакерские атаки уже привели к закрытию старейшей биржи Mt.Gox в Японии.
Между тем система продолжает жить, все больше фирм готовы предоставлять товары и услуги за криптовалюту. На момент сдачи номера в печать биткоин принимали к оплате более 3300 компаний по всему миру. Количество и расположение всех организаций, готовых иметь дело с электронными валютами, ежечасно обновляется на интерактивной карте на сайте Сoinmap.org. Присутствуют там и российские фирмы.
Почему отечественные предприниматели решили иметь дело с криптовалютой?Антон Малый из хостинговой компании «Vklastere» рассказывает, что включение биткоин-платежей в число способов расчета за услуги – это и новостной повод, и привлечение новых пользователей, которые в основном хотят анонимности или тратят биткоины в качестве популяризации и поддержки этой валюты.
Подобные идеи разделяют в расположенном в Волгограде рекламном агентстве «Вектор». Менеджер компании Андрей Плаксин выделяет три причины, по которым фирма начала принимать криптомонеты. Первая – необходимость идти в ногу со временем. Вторая – попробовать поработать с новым видом оплаты с прицелом на будущее. Наконец, хотелось просто поддержать новый вид расчетов в России. «Мы пока ввели оплату криптовалютами только в интернет-магазине, который является небольшим дополнением к основному бизнесу, – говорит Андрей Плаксин. – Посмотрим на этот опыт и, возможно, будем вводить оплату уже основных позиций, суммы которых на порядок больше».
Технически обработку платежа в «Векторе» производят в «ручном режиме»: формируется заказ, его стоимость переводится в криптовалюту по текущему курсу с биржи Btc-e.com, после чего клиенту сообщается сумма и адрес кошелька для оплаты. «Наш платежный агрегатор OnPay.ru также ввел криптовалюты для оплаты заказов. Но сервис сырой – мы его пока не используем. Как только его наладят, ручной ввод заменим на автоматизированные сделки», – объясняет Плаксин. Проблем с бухгалтерией такие платежи не вызывают: «Юридически мы – ИП, можем подходить к таким вопросам гибко».
Биткоины привлекли внимание и Петродворцового Часового Завода «Ракета» – одного из старейших в России. Предприятие решилось применять криптовалюту в начале этого года. Идея была экспериментальной, но обернулась хорошей рекламой для завода. Статьи и репортажи о заинтересованности «Ракеты» биткоинами получили упоминания в прессе.
Что касается бухгалтерии, то проблем с ней у бизнеса не возникает. «Если биткоины сразу конвертировать в государственную валюту, для бухгалтера это будет не сложнее, чем принимать кредитные карты от иностранцев, которые также рассчитываются в местной валюте», – объясняет управляющий директор заводаЖак фон Полье.
«Цен в биткоинах у нас нет, – говорит Кирилл Суслов. – Есть цены в реальной валюте, конвертация в нужную сумму происходит по курсу конкретной биржи в момент оплаты. Затем в течение нескольких секунд биткоины переводятся на соответствующий кошелек, а оттуда – на счет компании. Далее они конвертируются в реальную валюту по рыночным ценам и ставится заявка на вывод средств на валютный счет фирмы. Вывод происходит в течение трех дней». Кстати, уже существуют платежные сервисы, где весь этот алгоритм автоматизирован.
Схема «Ракеты» в силу специфики бизнеса иная. «Наши дистрибьюторы за рубежом принимают биткоины для продажи часов «Ракета» по всему миру, кроме России, – говорит Жак фон Полье. — Так как мы не спекулянты, наши партнеры сразу конвертируют биткоин в евро, чтобы бухгалтер мог легко принимать платежи. Я думаю, если биткоин стабилизируется, наши дистрибьюторы в Европе будут не только принимать, но и держать на счете фирмы именно криптовалюту». Поскольку зарубежные партнеры завода сразу конвертируют виртуальные монеты в евро, вопрос, как быть со скачущим курсом, отпадает сам собой.
«У нас поступающая сумма частично конвертируется в так называемые фиатные деньги, – говорит Антон Малый. – Этот инструмент позволяет «обойти» скачки курса биткоина».
Непредсказуемые изменения стоимости биткоина стали одним из поводов для монетарных властей обратить на него особое внимание. 27 января российский ЦБ в официальном заявлении призвал к отказу от биткоина, но о прямом запрете в документе не говорилось: предоставление российскими юрлицами услуг по обмену цифровой валюты на деньги, товары или услуги будет рассматриваться как «потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций», сообщалось в заявлении регулятора. То есть принимающим к оплате биткоины компаниям как минимум предложили готовиться к проверкам.
Озвученная 6 февраля позиция Генпрокуратуры оказалась более жесткой: прокуроры использование биткоина на территории России решили считать незаконным. По их мнению, основной недостаток криптовалюты – возможность ее использования в преступных целях: «отмывания» денег и финансирования терроризма: «Анализирование ситуации с обращением криптовалют показывает рост к ним интереса, в том числе в целях легализации полученных преступным путем доходов».
Последствия заявлений властей не заставили себя долго ждать – представители многих российских компаний, которые на карте значились как организации, принимающие к оплате биткоины, от предоставления комментариев «Расчету» отказались, сославшись на позицию властей. Тем не менее ситуацию прокомментировал Василий Борисов, представитель серверной компании «Селектел»: «Мы принимали оплату биткоинами при помощи посредника OKPAY. То есть компания получала напрямую в качестве оплаты рубли, а биткоины оставались на кошельках OKPAY. Недавно этот посредник перестал работать с криптовалютой на территории России – чтобы, по их словам, «не нарушать российское законодательство».
«Информация на карте биткоинов не является публичной офертой, на официальном российском сайте компании данного предложения также нет, так что мы не нарушаем закон РФ, – говорит Кирилл Суслов. – Если будет оплата биткоинами, то мы выведем их на счет нашей английской компании, где криптовалюта не запрещена».
Андрея Плаксина намек на запрет криптомонет не пугает: «Мы следим за отношением властей к этому вопросу. Но опыт Китая показал, что полного запрета не стоит опасаться из-за самой природы криптовалют».
«Никто не может повлиять на биткоин, – уверен Антон Малый. – Этот инструмент живет уже более пяти лет и показал свою жизнеспособность при экстренных ситуациях. Это абсолютно независимый от государств организм. Он дает широкие возможности для международной торговли и в дальнейшем, при достаточной капитализации, станет инструментом для корпораций – как для микроплатежей так и для международных переводов».
«Сразу после объявления биткоинов нелегальными, мы даже не успели принять их в России, у нас с этим нет проблем, – уточняет Жак фон Полье. – Если завтра те же инстанции запретят кредитные карты, мы тут же перестанем принимать и их. Если послезавтра запретят пользоваться Интернетом, мы поступим аналогично. Нам неинтересно участвовать в нелегальной деятельности. Хотя это очень интересная технология, она могла бы спасти компании малого бизнеса, которым тяжело работать с кредитными картами и другими платежными системами. Принимать биткоины для таких организаций очень легко, и конечно, их разрешение «подняло» бы бизнес, в особенности заказы, поступающие из-за границы».