Елена Сергеевна Макогон, студентка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, опубликовала статью, посвященную биткоин, финансовой безопасности, и связанным с ними правовым регулированием. Статья была опубликована в декабрьском номере журнала «Финансовая безопасность»:
Виртуальную валюту можно определить как цифровое представление стоимости, которая функционирует как средство обмена расчетной единицы в пределах конкретных виртуальных сообществ, таких как определенный веб-сайт (регулируемые биржи) или сеть пользователей со специальным программным обеспечением для управления виртуальной валютой.
Механизм заключения биткоин-сделок
Биткоины создаются и вводятся в оборот с помощью процесса, называемого майнингом (добыча). После загрузки и автоматической интерактивной установки программного обеспечения для использования системы Биткоин (на безвозмездной основе непосредственно из Сети) происходит автономное обновление всех сделок, совершенных на разных узлах Сети. Приложение также предусматривает создание биткоин-адреса, состоящего из случайной последовательности чисел и букв (в среднем 33 символа), которая всегда начинается с единицы. При этом пользователям разрешено получение неограниченного количества биткоин-адресов.
Для отправки биткоинов необходимо ввести их количество и адрес, на который необходимо осуществить перевод. Компьютер пользователя подписывает цифровые транзакции и отправляет информацию в распределенной Р2Р-сети Биткоин. На этой стадии также подтверждается, что отправитель биткоинов является в настоящий момент их непосредственным владельцем. После этого получатели могут провести биткоины, которые они получили. Данный процесс обычно занимает несколько минут и является необратимым. Биткоин-программа контролирует скорость создания биткоинов, но не его рыночную стоимость, на которую оказывают влияние несколько факторов: спрос и предложение; возбуждение уголовных дел правоохранительными органами в отношении ряда участников, использующих возможности анонимности биткоинов в преступных целях; хакерские атаки, начиная от распространения информации, не соответствующей действительности, до кражи биткоинов у лиц, проводящих сделки.
Помимо майнинга новых биткоинов пользователи могут также приобретать биткоины, уже находящиеся в обращении, принимая их как подарки или платежи за товары или услуги, покупая их в биткоин-киосках (иногда их называют биткоин-банкоматами), или приобретая на сторонних площадках. Остаток биткоинов хранится на криптографически защищенных биткоин-адресах пользователей. Когда пользователи передают биткоины, получатель направляет биткоин-адрес отправителю, и отправитель разрешает операцию с помощью закрытого ключа (собственно, секретного кода, который позволяет отправителю осуществлять контроль за его биткоин-адресом). Для завершения транзакции нужен только биткоин-адрес, не содержащий никакой личной информации. Биткоин-транзакции не требуют от отправителя или получателя раскрытия их личности. Затруднения идентификации личности при использовании биткоина вызваны также использованием участниками псевдонимов (количество которых не ограничено).
Биткоины можно как обменять на реальную валюту, так и приобрести товары и услуги в реальном и виртуальном пространстве.
Правовое регулирование организаторов и участников биткоин-сделок в России и за рубежом
Следует отметить, что банки более 30 государств уже вынесли предупреждение об использовании криптовалюты. При этом ряд стран предприняли попытки ввести Биткоин в правовую сферу, что выражается в следующем: появились требования к лицензированию или регистрации данного вида деятельности и ведению бизнеса в соответствии с правовыми нормами. За нарушения могут грозить санкции вплоть до заморозки счетов биткоин-обменников из-за отсутствия лицензии (как, например, в США). Так, в Нью-Йорке разработаны лицензионные и нормативные требования к конкретным виртуальным пунктам обмена валюты. В штате Техас выпущен меморандум, описывающий, как текущие лицензионные требования распространяются на виртуальную валюту. В Германии пока нет явно выраженной необходимости лицензирования: оно может стать необходимым при различных обстоятельствах. ФИНТРАК Канады (аналог Росфинмониторинга) разослал письма ряду крупных национальных операторов биткоин-услуг, заявив, что их операции подпадают под регулирование антиотмывочных законов страны и должны быть зарегистрированы в ФИНТРАК. По решению французского суда еще с 2011 года компании-обменники биткоинов следует рассматривать как поставщиков платежных услуг, которые подлежат надзору госструктур.
Кроме того, ряд стран, где Биткоин выступает объектом налогообложения (когда происходит обмен виртуальной валюты на товары или реальную валюту), настаивает на ведении записей об операциях Биткоин в отчетности. Налогообложение сделок с Биткоин регламентировано в США, Австралии, Болгарии, Норвегии, Швеции, Германии, Сингапуре, Финляндии, Канаде, Великобритании и Швейцарии, однако, с разной степенью детализации и условий, при которых образуется налогооблагаемая прибыль или убыток.
Споры о статусе Биткоин в ряде стран ведутся и в судебном порядке. Так, в Нидерландах в мае этого года суд указал, что Биткоин является средством обмена и приемлемой формой оплаты в стране, но он не может быть определен в качестве законного платежного средства (реальной валюты или электронных денег). В ряде стран законы, регулирующие платежные системы и электронные деньги, не распространяются на Биткоин.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов (к которым относится и Биткоин) запрещается. Федеральным законом от 05.05.2014 No 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены ужесточения в части использования неперсонифицированных (анонимных) электронных средств платежа. Однако под действие данного закона Биткоин и другие криптовалюты не попадают. Поэтому в настоящее время Минфин разрабатывает законопроект о запрете операций с денежными суррогатами (в том числе криптовалютами), который будет распространяться на использование суррогатов в качестве средства платежа или в целях обмена на рубли или иностранную валюту с возможностью привлечения участников к уголовной и административной ответственности.
Алгоритм действий правоохранительных органов при разработке участника биткоин-сделок
Надо сказать, что российское законодательство предоставляет правоохранительным органам достаточно широкий арсенал методов в части возможности идентификации участников преступных сделок с биткоинами. Для идентификации участника биткоин-сделки сотрудник уголовного розыска может в соответствии со ст. 64 Федерального закона No 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» запросить сведения у оператора, предоставляющего услуги Интернета, о разрабатываемом объекте (в том числе об оказанных услугах связи, по которым можно установить частоту и периодичность выхода в Интернет), а с помощью компьютерно-сетевой экспертизы дособрать необходимую информацию. Ценность компьютерно-сетевой экспертизы состоит в том, что с ее помощью можно получить доказательства даже без доступа к компьютеру правонарушителя, опираясь только на исследования информационных следов в Сети. Следует отметить, что результаты компьютерно-сетевой экспертизы ложатся в основу доказательной базы, так как позволяют доказать факт добавления дополнительных сетевых устройств, устройств расширения на сервере либо рабочих станциях, фактов (следов) использования внешних («чужих») программ. Это крайне важно, так как для осуществления операций с биткоинами необходимо загрузить программное обеспечение. Кроме того, некоторые физические лица предпочитают хранить биткоин на своих рабочих станциях (жестком диске своего компьютера или ноутбука). Компьютерно-сетевая экспертиза также позволяет установить:
· сообщения, полученные (отправленные) посредством использования электронной почты, а также с помощью программ персональной связи через Интернет, и каково их содержание;
· особенности доступа пользователей данного компьютера к удаленным ресурсам на других компьютерах или серверах, их параметры и атрибуты (логины и пароли пользователя, данные о провайдере, дата и время создания соединений и так далее).
Однако до проведения компьютерно-сетевой экспертизы необходимо максимально дособрать информацию и установить контакт с подозреваемым. Так, п. 4 и п. 5 ст. 15 Федерального закона No 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-разыскной деятельности» позволяет правоохранительным органам учреждать компании, использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личности должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Оперативник может выступить руководителем компании, нуждающимся в при обретении товара (который, по оперативной информации, фиктивно списан компанией в отходы или выведен из оборота каким-нибудь другим способом) у лица, занимающегося незаконной предпринимательской деятельностью без регистрации в налоговых органах, в обмен на биткоины и при совершении сделок запросить дополнительную информацию для проведения транзакции.
Ввиду того, что достаточно проблематично установить точное время выхода пользователя в Сеть для совершения операции, оперативник, руководствуясь ст. 64 Федерального закона No 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи», на основании мотивированного решения, может обратиться к оператору, предоставляющему услуги Интернета разрабатываемому объекту, с целью их временного приостановления для возможности синхронного входа с ним на сайт и установления контакта.
Возможности и сложности идентификации сторон биткоин-сделок
Как вообще можно подтвердить, что сделка заключается именно с разрабатываемым объектом? Все сделки регистрируются в blockchain (общественной книге), где содержатся сведения биткоин-адресов с указанием даты и времени заключения сделок и их суммы. Безусловно, эта информация никак не идентифицирует разрабатываемый объект, однако уже разработаны методы для определения личности стороны, участвующей в некоторых биткоин-сделках (анализируя кластеры сделок между конкретными адресами). В Интернете на сайтеhttps://www.usenix.org/system/files/login/articles/03_meiklejohn-online.pdf в декабре 2013 года появилась информация о том, как можно изменить адрес в сделке так, чтобы о ней не смогло узнать лицо, участвующее в ней (только если оно не будет изучать блок сети вручную), и где рассматриваются возможности ограничения анонимности Биткоина в целом. Кроме того, информация о клиенте может записаться, если лицо обменивает доллары на биткоины, и эта информация, объединенная с данными blockchain, позволяет определить подлинность участников биткоин-сделки.
Исходя из вышеизложенного стоит подчеркнуть, что имеется необходимость привлечения IT-специалиста при установлении оперативником контакта в Сети с разрабатываемым объектом для исключения возможности потери сведений, которые могут выступить доказательством в ходе рассмотрения уголовного дела.
В настоящее время для повышения конфиденциальности участников виртуальных валютных операций разработаны следующие технологии:
1. BitcoinBath и BitLaundry, позволяющие получать выплаты от нескольких пользователей, что затрудняет идентификацию через blockchain;
2. использование альтернативных виртуальных валют, таких как Zerocoin и Anoncoin;
3. анонимные сети для сокрытия реальных интернет-адресов пользователей с помощью таких специальных программных средств, как The Onion Router (TOR), I2P;
4. создание и использование нового биткоин-адреса для каждого входящего платежа;
5. использование сторонних электронных кошельков, позволяющих пользователям консолидировать много биткоин-адресов, а также хранить и легко получить доступ к их биткоинам с любого устройства.
Однако хранение биткоинов сторонними службами может также нести большие риски. Следует отметить, что онлайн веб-кошельки могут обладать различными степенями защиты от хакеров, причем не всегда достаточно эффективными. Хакеры могут рассылать спам по e-mail (с целью манипулирования ценами на рынке), распространять вирусы (ПО Infostealer.Coinbit – первые вредоносные программы, предназначенные для кражи биткоинов со взломанных биткоин-кошельков пользователей) и взламывать базы данных (для получения доступа к именам пользователей, e-mail адресам и хэшированным паролям для тысяч пользователей). Был случай, когда ошибка в программе позволила изменить детали операции по пересылке биткоинов, что в свою очередь повлекло требование возврата средств. Иногда вредоносное программное обеспечение может распространяться через ссылки, размещенные в социальных сетях. Также довольно часто ограничением для хакеров выступает установленный лимит на снятие денежных средств в течение одного дня.