Виртуальная валюта за шесть лет своего существования не только выросла в цене и приобрела невероятную популярность, но и стала одним из самых модных способов оплаты, площадок для построения бизнеса и инвестирования. Авторитетное издание Forbes выбрало три самых успешных биткоин-проекта, запущенных нашими соотечественниками и принесших им миллионные состояния.
Первый в списке - бизнес Георгия Басиладзе и Дмитрия Гуняшева, компания Cryptopay. Партнеры потратили на оборудование для биткоин-фермы и аренду помещения около 2 млн рублей, за год они заработали 4 млн рублей.
Гуняшев рассказвает:
«Это была не самая большая площадка. Я был в помещениях, где было установлено до 80 ферм. Сейчас большинство россиян-майнеров уехало в Китай. Там дешевле электричество, к тому же изготавливают специальные чипы, а на видеокартах никто не майнит».
По его словам, многие начинающие майнеры бросают эту затею после того, как получают баснословные счета за электроэнергию. А когда курс биткоина упал с 1000 до 400 долларов, многи попроту начали работать в убыток. Но Гуняшев и Басиладзе решили не бросать начатое. Они продали фермы и вложили деньги в компанию, которая занимается эквайрином платежей в биткойнах, а также продажей криптовалюты частным лицам в Европе. Гуняшев с женой переехал в Лондон и в начале 2014-го зарегистрировал фирму Cryptopay. Огромной проблемой было найти банк, который согласится работать с русскими бизнесменами, так как европейские коммерсанты не понимали, чем собирается заниматься компания. Лишь через полгода удалось договориться с двумя небольшими европейскими банками. В результате партнеры первыми в Великобритании открыли эквайринг-сервис для биткойнов, а затем начали предлагать свой сервис в Европе. Сейчас их бизнес успешен как никогда - у них около сотни клиентов — магазины, кафе и рестораны. Среди клиентов компании из Франции, Англии, Германии. Только от работы с российскими партнерами пришлось отказаться.
«Российская прокуратура отправляет повестки всем владельцам бизнеса в России, которые принимают к оплате биткойны»,
— говорит Гуняшев.
«Сначала появились обменники, а так как валюта сильно колебалась, то для ее защиты мне пришла идея создать фьючерсные контракты на биткойн».
Поэтому он занял у родственников и знакомых $100 000 для запуска площадки ICBIT и задействовал знакомых программистов по всему миру. Площадку он зарегистрировал в Доминике. В результате он сделал первую в мире биржу ICBIT, где торгуются производные инструменты, рассчитываемые в биткойнах, трех-, шестимесячные и годовые фьючерсные контракты биткойн-доллар. Сейчас на ICBIT торгуют 15 000 трейдеров. Среди них небольшие инвестфонды и частные лица из США, Великобритании, Китая, России. По словам Алексея Брагина, доходов вполне хватает на развитие, долг в $100 000 он отдал еще в 2012 году.
Третий бизнес, отмеченный Forbes – это Bitcoin Fund. С 2007 года Алексей Кириенко, Анатолий Князев и Владимир Масляков управляли алгоритмическим хедж-фондом Global Hedge, который торговал финансовыми инструментами за пределами России. В фонде было всего $8 млн, и из-за больших издержек и малого объема активов его пришлось закрыть. По словам Кириенко, партнеры заработали более €500 000. Вместо управления активами в 2011 году они решили заняться брокерским бизнесом на Мальте и создали компанию Exante. Параллельно Князев, долгое время работавший программистом, открыл для себя биткойны и начал отслеживать курс этой валюты. Когда цена биткойна упала с $30 до $1 и вновь начала расти, Князев рассказал про валюту партнерам.
«Меня поразила технология. Это невероятный сдвиг парадигмы»,
— говорит Князев. И партнеры решили открыть новый фонд в биткойнах, который назвали Bitcoin Fund.
Несмотря на сложности, подобные тем, с которыми столкнулись Басиладзе и Гуняшев, в 2011 году счет для Bitcoin Fund согласился открыть банк HSBC Bermuda, а аудитором стал Deloitte Malta. Также сложно было выбрать биржу для покупки биткойнов, так как ни одной регулируемой площадки не существует. «Биржей была либо чья-то частная компания, либо в худшем случае личный счет программиста», — вспоминает Князев. Партнеры ездили в Японию договариваться о площадке Mt. Gox, в Словению к Bitstamp, а также в США к Tradehill.
По словам Князева, первоначально партнеры вложили в фонд много собственных средств и покупали биткойны на уровне $13–50. Одновременно в их фонд вложились хедж-фонды, семейные офисы и даже банки, хотя их названий компания не раскрывает. На пике в фонде было 94 000 биткойнов, или около $100 млн. По процентному доходу за 2013 год Bitcoin Fund был лидером среди всех фондов за всю историю системы Bloomberg с результатом 6400%. Кроме того, партнеры Exante успешно продали свои паи в Bitcoin Fund, как только криптовалюта достигла отметки $1000. Также они посоветовали поступать и своим клиентам. После этого объем фонда заметно упал и в нем осталось лишь 12 000 биткойнов. Заработанные на биткойнах средства Exante направила на увеличение капитала до $18 млн.
Развивать Bitcoin Fund дальше будет непросто, и здесь появляются серьезные конкуренты, уже анонсирован торгуемый биткойн-фонд (ETF) на NASDAQ. Тем не менее партнеры оставили часть своих накоплений в фонде, поскольку верят в перспективы криптовалюты.
«Валюта стала чаще использоваться в качестве платежного средства, в том числе из-за снижения волатильности. Существует потенциал для роста биткойна если не в десять, то в пять раз»,
— считает Князев.