В недрах Государственной Думы РФ зреют законодательные инициативы, направленные на регулирование в сфере оборота криптовалюты. Разработав единую законодательную концепцию, Россия может стать первой страной в мире, принявшей Закон о криптовалюте. Игроки рынка электронной коммерции и эксперты в целом положительно оценивают движение государства в сторону регулирования в сфере криптовалюты.
О возможных формах законодательного конструирования в сфере оборота криптовалюты рассказал депутат Государственной Думы РФ и заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой, выступая на форуме Finopolis 2016, который прошел в конце прошлой недели.
По словам Андрея Лугового, политически признавая и поддерживая развитие технологии blockchain не следует ограничиваться полумерами и закрывать глаза на проблему правового регулирования криптовалюты как основного продукта blockchain.
"Пришло время государственным органам и финансовому сектору признать очевидное: криптовалюта – это не призрачное будущее, а объективная реальность, требующая соответствующего правового регулирования", - сказал Андрей Луговой.
Согласно данным, которые привел депутат Госдумы, по сравнению с 2010 годом в 2016 году объем общей вычислительной мощности от сети Bitcoin возрос в 100 триллионов раз. Только за последний год оборот криптобирж увеличился в 8,5 раза (с $48 млн до $415 млн), а количество крупных Bitcoin-компаний – в 3,5 раза (с 14 до 59), Bitcoin-автоматов - в два раза.
"Задача сегодняшнего дня - это создание оптимальных правовых условий для развития криптовалюты. Новый закон, с одной стороны, не должен позволить России "выпасть" из общего тренда развития финансовых технологий и допустить отток капитала, а с другой - должен исключить риски использования виртуальной валюты для легализации преступных доходов и финансирования терроризма", - отмечает Андрей Луговой.
По словам заместителя председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, в Госдуме рассматривается две возможные формы законодательного конструирования в сфере оборота криптовалюты. Первая из них - внесение отдельных изменений в действующее законодательство. Заметной доработки при этом потребует закон о платежной системе, Налоговый кодекс, законы о Центральном банке РФ, о лицензировании отдельных видов деятельности и др. По словам депутата Госдумы, реализуя данную концепцию, следует уделить внимание установлению зон особого контроля и финансового мониторинга.
Второй рассматриваемый вариант - разработка специального закона "Об основах регулирования криптовалюты", в котором должны найти отражение законодательное определение криптовалюты и ее основные признаки, субъекты отношений, принципы регулирования, меры противодействия использованию криптовалюты в преступных целях. Для этого, по словам Андрея Лугового важно установить доступность информации о трансакциях для надзорных органов, осуществлять лицензирование майнинга и проводить аккредитацию организаций, контролирующих процессинг.
"Разработав единую законодательную концепцию криптовалюты, Россия может стать первой страной в мире, принявшей Закон о криптовалюте", - говорит Андрей Луговой.
По инициативе Андрея Лугового в апреле 2016 г. на площадке Государственной Думы была создана рабочая группа по оценкам рисков оборота криптовалюты. "Она является хорошей площадкой для активизации усилий экономистов и юристов по разработке модели нормативного регулирования криптовалюты. Но для того, чтобы идея подготовки соответствующего закона была реализована, важно, чтобы в нем были учтены интересы ведущих игроков в сфере финансового регулирования и контроля", - утверждает Андрей Луговой.
Игроки рынка электронной коммерции и эксперты в целом положительно оценивают движение государства в сторону регулирования в сфере оборота криптовалюты и дают оценку возможным вариантам такого регулирования.
"Сейчас это, напротив, становится препятствием. Участники рынка (например, банки) и хотели бы использовать blockchain и криптовалюты, но из-за юридической неопределенности делать это боятся. В принципе, это мировая тенденция. По-разному, но регулирование криптовалют вводят на всех развитых рынках. Регулятор должен обозначить правила игры, четко указав, что можно, а что – нет. Ведь иначе рынок все равно будет развиваться, но в "серой" зоне. Отсюда, например, проблема "серых" обменных пунктов виртуальной валюты и аналогичные явления",- говорит Виктор Достов.
Руководитель департамента правового сопровождения проектов компании Qiwi Марина Соколова также считает, что регулирование криптотехнологий и криптовалюты как частного случая использования технологии blockchain на законодательном уровне необходимо. "Криптотехнологии позволят кардинально изменить действующие регламентные процедуры во многих сферах общественной жизни, сделать их более простыми, дешевыми, прозрачными и доступными. Прописывание любых правил, направленных на повышение прозрачности помогает рынку развиваться", - уверена Марина Соколова.
По мнению заместителя генерального директора ИК "Финам" Ярослава Кабакова, альтернативой закону является запрет, а запрет не позволит нашей стране стать активным участником процесса.
"Конечно, едва ли криптовалюта станет новым видом сырья, которое мы сможет экспортировать. Для майнинга криптовалюты нужны компьютеры, соответственно, у кого дешевле компьютерное "железо" и энергия, тот и станет играть роль монетного двора. Однако вопрос альтернативы доллару США, которая была бы вненациональна и достаточно популярна, время от времени звучит. Криптовалюта – один из немногих претендентов на эту роль. Но чтобы она широко распространилась, еенужно внедрять, а чтобы снизить риски при ее внедрении, нужно озвучить правила ее использования – значит, нужен закон", - говорит Ярослав Кабаков.
В пресс-службе компании "Яндекс.Деньги" отметили, что компания рада тому, что регулятор от риторики полного запрета перешел к обсуждению конкретных мер, которые позволят рынку электронных платежей развиваться в этом перспективном направлении.
По словам Виктора Достова, то, в какой форме необходимо вводить регулирование – вопрос довольно сложный. "Стратегически правильнее было бы пойти по пути изменений в действующее законодательство, потому что закон должен быть, что называется, "технологически нейтральным", то есть создавать условия для безопасного развития вообще любых технологий", - говорит он.
Разработка специального закона по мнению Виктора Достова – тупиковый путь. "Через год может появиться совершенно новая технология и под нее придется писать новый нормативный акт и так до бесконечности. Чем больше отдельных законов, тем сложнее избежать противоречий между ними и, в конечном счете, сложнее их соблюдать и контролировать их исполнение", - уверен Виктор Достов.
С этим мнением согласны представители компании "Яндекс.Деньги", По их словам, и с теоретической, и с правоприменительной точек зрения вводить в гражданский оборот новые объекты регулирования гораздо сложнее, чем расширять возможности уже существующих.
Ярослав Кабаков отмечает, что разработать отдельный новый закон – проще и быстрее и такой вариант лучше подходит при условии, что движение к регулированию требуется ускорить. Однако, и он отмечает "подводные камни", которые заключаются в том, что после принятия отдельного нового закона о криптовалюте может оказаться, что он противоречит другим законам и это может повлечь за собой издержки. Например, появятся пострадавшие в лице компаний и граждан, которые поспешили, скажем, заняться майнингом, и что-нибудь нарушили.
Марина Соколова считает, что оба варианта в достаточной мере послужат цели введения криптовалюты в регулируемую среду, поэтому выбор предпочтений относится больше к юридической технике, а не к сутевому наполнению. "С этой точки зрения, на наш взгляд более конструктивным является вариант с созданием верхнеуровневого закона, устанавливающего концепцию криптотехнологии и возможности ее использования", - говорит она.
Напомним, что еще совсем недавно отношение власти к криптовалютам в нашей стране можно было назвать негативным. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации установлен запрет на выпуск денежных суррогатов (криптовалют) на территории РФ. А весной текущего года Министерство финансов РФ (Минфин) подготовило законодательные поправки, устанавливающие уголовную ответственность за выпуск, приобретение в целях сбыта и сбыт криптовалют.
Тем не менее, эксперименты с решениями на базе технологии blockchain с недавнего времени проводятся в России все более активно. Например, ряд российских финансовых организаций провели между собой первые транзакции на платформе Банка России. Основой платформы стала технология Etherium. Игроки финансового рынка уверены, что данная платформа, как экосистема, позволит объединить усилия банковского сообщества по исследованию технологии blockchain.
Более того, к подобным экспериментам начали подключаться госорганы. Например, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) и ПАО "Сбербанк" запустили пилотный проект по обмену документами на основе технологии blockchain. В проекте также принимает участие еще ряд компаний.