Давным-давно, ещё до того, как рынки недвижимости «сдулись», а правительство бросилось накачивать триллионы долларов в экономику просто чтобы её «спасти», жил-был программист по имени Сатоши Накамото. Без особого шума и пыли, он создал идею, которая сейчас на наших глазах меняет весь мир. Эта идея — Биткойн.
Итак, для начала — небольшая историческая справка. Вернемся в 2008-й год. Рынки недвижимости находятся в свободном падении. Банки и инвестиционные группы, которые напокупали большое количество никчемных активов в виде ипотечных ценных бумаг, как никогда близки к банкротству. Правительство Буша, перед самым своим уходом, отчаянно пытается их спасти и собирается потрать на это 800 миллиардов долларов налогоплательщиков. Поскольку налогоплательщики вряд ли на это просто так согласятся, администрация Буша вместе со своими коллегами из Великобритании начала нагнетать массовую истерию.
Чиновники из администрации натурально запугивали упрямых налогоплательщиков, рисуя апокалиптические картины. Они пугали их полным крахом финансового мира. Банки умирают, банкоматы не выдают деньги, товары не доставляются, денежная система рушится, и США повторяет судьбу Исландии, где, между прочим, в это время уже были пустые полки в магазинах.
Действительно ли все было так уж страшно? Я в это никогда не верил. Я уже видел раньше примеры нагнетаемого правительством массового психоза, когда они продавливали такие законы, как Homeland Security или NAFTA. Эти законы справедливо встречали огромное сопротивление со стороны общества, поскольку касались беспрецедентного ограничения прав и свобод и шли против общественных интересов. Поэтому, правительству требовалась атмосфера страха и паники, чтобы продавить их через Конгресс.
Когда мы оглядываемся на те далекие дни, кажется очевидным, что это именно это была поворотная точка в истории. Именно тогда некоторым особенно умным людям стало ясно, что сломалась сама система финансово-денежного управления. Если вся система денежного обращения готова рухнуть всего лишь из-за снижения цен на жильё, то как можно ее вообще считать достаточно надежной, чтобы обеспечивать рост мировой экономики в будущем?
Вернёмся к нашему безвестному программисту, Сатоши Накамото. Примерно в это самое время, Сатоши заканчивал проект новой цифровой валюты, которую собирался предложить людям — Биткойна.
Эта валюта полностью создана из программного кода и имеет все отличительные признаки «хороших денег». Она портативна, надёжна, однородна, лёгко делима, проста в хранении и применении, а также жестко ограничена в объеме выпуска.
Ее исходный код открыт для всех: кто угодно может его изучить и понять, как именно она работает. Эта валюта будет жить в сети — бухгалтерская книга всех операций в «облаке» Интернет будет обеспечивать строгий контроль за созданием новых денежных единиц и передачей прав на владение уже существующими монетами.
Была лишь одна только проблема: только что созданный Биткойн не имел никакой стоимости.
Накамото знал: для того, чтобы деньги обрели реальную стоимость, она не может быть установлена ни декретом, ни программным путём. Стоимость может быть установлена только спросом и предложением. Разработанная Накамото система Биткойн заработала в январе 2009-го, как раз в то время, когда свежеизбранная администрация президента Обамы делила кабинеты Белого Дома и собиралась продолжить и расширить дело Буша по безудержному печатанию ничем не обеспеченных денег. Запуск Биткойна можно рассматривать, как финальный вотум недоверия существующей финансовой системе, как акт официального отделения от нее.
На протяжении следующих восьми месяцев, Биткойн был всего лишь любопытным курьёзом. Технократической диковинкой, которая конечно же никогда не выйдет за пределы крошечной группки заумных хакеров, которые от нечего делать любят заниматься подобной ерундой. Бесполезной игрушкой, без какой-либо надежды на практическое применение. Но в октябре 2009 года случилось вдруг нечто удивительное. Биткойн обрёл рыночную цену. Его начали покупать и продавать. Торги начались с показателя 0.2 цента. Другими словами, за один цент США вы могли купить 5 биткойнов, а за доллар — аж 500 этих «игрушечных» монет.
Во-первых, биткойн оказался удобным в использовании, портативным и функциональным. Система была стабильна. Распределенная бухгалтерская книга (так называмый “блокчейн”) работал именно так, как Сатоши и рассчитывал. Во-вторых, Биткойн ограничен в количестве. Только определенное количество биткойнов может быть создано за определенный период времени, а способ, которым они создаются, требует сложных компьютерных вычислений. Функциональность платежной системы плюс ограниченность и сложность создания ресурса придали ему первоначальную рыночную цену.
Но, конечно, вся эта удивительная и почти мифическая история произошла давным-давно, в глубокой древности… то есть, четыре с половиной года назад. Сегодня Биткойн находится в состоянии бурного роста. В последние несколько недель он вырос экспоненциально от $250 до пика в $1000, где сейчас и торгуется. Те самые 500 монет, купленные за один доллар в октябре 2009-го, сейчас стоили бы полмиллиона — это ли не безумие! Да где вообще такое видано?!
Но есть одна вещь, которую во время последнего бурного роста Биткойна заметили многие люди. Биткойн не следует никаким паттернам прошлого, и не стремится «вернуться к среднему». Каждый раз, когда очумевшие торговцы пытаются «вернуться к реальности», продавая «слишком дорогие» монеты, всегда находится достаточно покупателей, чтобы на каком-то уровне начать их скупать, и с каждым подъемом Биткойна этот уровень все выше и выше. В итоге, покупатели вновь начинают доминировать на рынке через какое-то время, и рост возобновляется.
Да, сейчас есть ряд важных факторов для поддержания роста. Был развеян миф о том, что Биткойн интересен только покупателям онлайн-наркоты. Нелегальный сайт Silk Road был закрыт федералами всего несколько недель назад, но курс обмена Биткойна вовсе не сдулся, как многие злорадно предсказывали. Напротив, через 48 часов после закрытия Silk Road, курс даже вырос в стоимости.
Вторым фактором стал Китай, который вошел на этот рынок с присущими этой стране масштабами. Более половины торговой активности на рынках Биткойн на настоящий момент обеспечивает именно Китай, где правительство показало пример невмешательства в дела этой валюты.
Слушания на Капитолийском холме обозначили курс официальных лиц США. Они важно надували щеки и громко заявляли, что их работа состоит в том, чтобы Биткойн никогда не использовался для «гнусных» целей. Они грозились, что непременно покарают тех, кто будет применять Биткойн не так, как нравится американскому государству, особенно беспокоясь об уклонении от налогов.
Но в состоянии ли правительственные чиновники действительно выполнить свои обещания?
Биткойн живёт в распределённой сети, которую невозможно обрушить — нет никакого «сервера, который можно взять и отключить». Транзакции выполняются под псевдонимом. Это значит, что вы можете отследить адреса кошельков, но далеко не так-то просто связать эти адреса с конкретным человеком. Конечно, это совсем не совершенная система для обеспечения анонимности, но она подошла ближе к идеалу защиты финансовой кофиденциальности, чем любое другое решение.
Правительства не могут контролировать Биткойн точно так же, как они не могут контролировать математику. Сколько не наводи заряженную пушку на формулу, ей от этого ни жарко, ни холодно. Биткойн существует, и он совсем не собирается исчезать. Он может жить вечно без какого-либо контроля государства.
Сатоши предложил свою систему как возможный новый денежный стандарт для эпохи Интернет. Это была дикая, неразумная самоуверенность и безумная, невозможная мечта. Но в наше время, именно такие мечты становятся реальностью. Текущая денежная система, основанная на господстве доллара, которым безбожно манипулирует ФРС, просуществовала уже более ста лет, и в настоящее время трещит по всем швам, собираясь рухнуть окончательно.
По словам многих президентов стран и мировых Центробанков, нынешняя система крайне нестабильна и находится на последнем издыхании. Она нуждается в постоянных подпорках и непрерывном спасении со стороны налогоплательщиков. Никто же этих президентов и банкиров за язык не тянул, они признались в этом сами. Но это совсем не те слова, которые мы хотели бы услышать от людей, находящихся у власти.
Сатоши говорит, что сейчас наступило время попробовать чего-то радикально новое. И свободные рынки, похоже, с ним соглашаются. Уже не имеет особого значения, что там делают правительства. Что бы они ни делали, в конечном итоге любые их действия только оборачиваются на пользу новому средству глобального денежного обмена. Криптовалюта живёт своей собственной жизнью.
Бюрократы могут жаловаться, угрожать, надувать щеки, произносить речи и предупреждать. Но, в конце концов, Биткойн это абсолютно не волнует.