На прошлой неделе состоялось расширенное заседание Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн технологиям при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Тему того, как ввести блокчейн в правовое поле, обсуждали народные избранники, члены экспертного совета, а также представители различных ведомств и представители СМИ.
Участники заседания обсудили вопросы законодательного регулирования ввоза в страну майнингового оборудования, а также организации ICO, запуска блокчейн-стартапов в особых экономических зонах и внесение изменений в закон о деятельности СРО.
Как отметил координатор экспертного совета Д.В. Сазонов:
“Крайне важно, чтобы четко был проработан одинаковый для всех понятийный аппарат, чтобы в последующем понимать, какую проводить регуляторную политику”.
Участники заседания отметили, что выработка правового регулирования ввоза оборудования для майнинга в Россию является одной из первостепенных задач. Просто недопустимо отказываться от тех колоссальных возможностей, которые данная отрасль может дать для страны. При этом под регулирование должны попасть не сами майнеры, а предприниматели, которые непосредственно осуществляют закупку и предоставление специализированного оборудования.
В рамках данной работы предлагается тщательная проработка правил, касающихся таможенных пошлин, нотификации, лицензирования майнингового оборудования. Крайне необходимо, чтобы данное оборудование ввозилось в страну легальным образом.
Не прошли участники совещания и мимо вопроса формирования благоприятных условий для развития производства майнингового оборудования в стране. По словам ген.директора консалтингового агентства в сфере блокчейн технологий «Мир Труд Майнинг» Виталия Череменского, возможности для развития данной отрасли в стране просто колоссальны. Единственный момент, который в настоящее время тормозит использование этих возможностей – это отсутствие необходимой правовой базы.
К числу задач первостепенного характера, сформулированных участниками совещания, относятся:
- обеспечение миграции майнеров в РФ с целью создания рабочих мест и необходимой инфраструктуры для размещения майнинговых мощностей;
- создание условий для развития собственного производства технологического оборудования;
- подключение правоохранительных органов для обеспечения безопасности;
- включение в нормы таможенного кодекса такого средства, как оборудование для майнинга и установление на него таможенной пошлины.
В настоящее время обсуждается целый ряд подходов к регулированию ICO. Это и рассмотрение токенов наравне с ценными бумагами, а значит и распространение на них соответствующих правил. Другой вариант предполагает введение лицензионных требований к лицам, реализующим краудфандинг и инвестирующим в проекты. Еще одним способом регулирования может стать создание «патента» либо лицензии для стартапов, которые выходят на ICO и, наконец, саморегулирование рынка.
Как отметила руководитель Института управления и социально-экономического проектирования “РЭУ им. Г. В. Плеханова” Надежда Суровая, оптимальным на текущем этапе видится именно вариант саморегулирования развивающегося рынка ICO. С этой целью необходимо внести соответствующие поправки и дополнения в закон о СРО, которые послужат обеспечению прозрачности и легальности отрасли.
Участники заседания обсудили проводимую в настоящее время работу над созданием комплексной объективной методики оценки ICO по 7-ми показателям, обеспечивающим комплексную оценку проекта, а не только его спекулятивный характер. К перечисленным показателям относятся «продукт и прототип MPV, глава компании и команда, технология эмиссии токена, инновация продукта, маркетинг и влияние медиа, доверие и подтверждение денежных операций, раскрытие бизнес-финансовой модели, защита и риски самого ICO».
Защита инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие проектов, которые выходят на ICO, планируется посредством формирования специализированного рейтинга, в основу которого лягут вышеперечисленные оценки.
Что касается темы правового регулирования ICO, то тут был предложен принцип технологической нейтральности, предполагающий в первую очередь поддержку нового финансового инструмента, а не его уравнивания с уже существующими путем применения жестких мер регулирования.
В настоящее время обсуждается целый ряд подходов к регулированию ICO. Это и рассмотрение токенов наравне с ценными бумагами, а значит и распространение на них соответствующих правил. Другой вариант предполагает введение лицензионных требований к лицам, реализующим краудфандинг и инвестирующим в проекты. Еще одним способом регулирования может стать создание «патента» либо лицензии для стартапов, которые выходят на ICO и, наконец, саморегулирование рынка.
Как отметила руководитель Института управления и социально-экономического проектирования “РЭУ им. Г. В. Плеханова” Надежда Суровая, оптимальным на текущем этапе видится именно вариант саморегулирования развивающегося рынка ICO. С этой целью необходимо внести соответствующие поправки и дополнения в закон о СРО, которые послужат обеспечению прозрачности и легальности отрасли.
Участники заседания обсудили проводимую в настоящее время работу над созданием комплексной объективной методики оценки ICO по 7-ми показателям, обеспечивающим комплексную оценку проекта, а не только его спекулятивный характер. К перечисленным показателям относятся «продукт и прототип MPV, глава компании и команда, технология эмиссии токена, инновация продукта, маркетинг и влияние медиа, доверие и подтверждение денежных операций, раскрытие бизнес-финансовой модели, защита и риски самого ICO».
Защита инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие проектов, которые выходят на ICO, планируется посредством формирования специализированного рейтинга, в основу которого лягут вышеперечисленные оценки.