Двое сотрудников парижского хедж-фонда, Джонатан Дониер и Жан-Филипп Боушад, сгенерировали потрясающую идею, которая позволит прогнозировать резкие скачки и падения на рынках: достаточно просто обладать информацией о фактическом настроении и ожиданиях всех инвесторов. Зная разницу в количестве или процентном соотношении между оптимистами и пессимистами, то есть потенциальными покупателями и продавцами активов на рынках, можно легко сделать вывод о смене тенденций и предстоящих взлетах-падениях.
Безусловно, доступа к подобной ментальной информации нет ни у кого. Тем не менее, Дониер и Боушад нашли хитрый способ оценки подобных настроений, используя всего-навсего открытую публичную информацию. Тогда на помощь им пришел биткоин, в котором заявки трейдеров находятся на публичном обозрении. Картина постоянно меняется из-за нестабильности курса, но, тем не менее, текущая картина заявок позволяет предсказывать настроение толпы. Например, если заявок становится меньше, то рынок становится склонным к падению. Если грамотно оценить пропорции покупок и продаж, то можно предсказать глубину падения рынка, что и сделали Дониер и Боушард за период январь – апрель 2013.
В отличие от рынка биткоин, с другими активами сложнее, так как участники рынка не склонны размещать свои заказы заранее. Ордеры начинают выставляться только в тот момент, когда цена начинает движение в нужном для игрока направлении, и истинные намерения игроков становятся понятны только в те моменты, когда цена уже уходит.
Чтобы решить проблему прозрачности, ученые используют сложный математический анализ, для определения потенциала нисходящего движения и дисбаланса заявок со стороны покупателей. На практике формула выглядит достаточно просто – показатель волатильности рынка делится на квадратный корень объемов торгов, который может быть рассчитан исходя только из открытых данных. По их словам, эта формула позволяет прогнозировать достаточно большие движения рынка.
Пока неизвестно, успешным ли будет применение этой формулы на практике. Ученые уже протестировали ее, применив к нескольким самым крупным обвалам в истории, и данные сходились. Однако точные условия, при которых эти расчеты верны, пока не выявлены.