В свое время В.И.Ленин сумел так творчески переработать труды Маркса, Фейербаха, Адама Смита, Давида Рикардо и других видных философов, экономистов и социологов предшествующих эпох, что в результате получились простые и понятные массам упрощенные тезисы, которые были подхвачены достаточным количеством энергичных людей, далеко не все из которых были проходимцами.
Людьми двигало стремление к справедливости, их влекли пьянящее чувство причастности к событиям мирового масштаба и надежда на получение в результате передела мира материальных выгод от своего участия в процессе.
Не находите, что мир спустя столетие не сильно изменился в части привлекательных мотиваторов — перечитайте предыдущий абзац с мыслями о криптовалюте биткойн.
В качестве трех источников Биткойна можно рассматривать криптологию вместо английской политэкономии, либертарианство вместо немецкой классической философии, ну а французский утопический социализм заменим, чего уж там, идеями шифропанков.
Есть еще один замечательный документ, в котором, в частности, сказано:
«Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества… Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее».
Если кто-то не знаком, то это «Манифест коммунистической партии», работа Маркса и Энгельса от 1848 года. Сегодня можно было бы использовать тот же текст, заменив буржуа на финансовую олигархию, торговые кризисы на финансовые и еще кое-что отредактировав по мелочи.
Возможно, мир действительно развивается по спирали, и сегодня мы подошли к тому моменту, когда новые технологические возможности возрождают извечные людские надежды на справедливость. Акцент сегодня делается на несправедливости экономической системы, основанной на фиатных деньгах, по отношению к населению, трудовые накопления которого превращаются без его ведома и согласия в авианосцы, военные кампании и чужие частные состояния.
Революционная лексика начала прошлого века до невероятности совпадает с наиболее романтическими лозунгами биткойн-движения, но согласно той же теории развития по спирали, как бы ни были похожи обстоятельства, мы находимся в другой исторической точке и уже не столь падки на призывы разрушить все до основания, как наши прадеды.
Демонстрация несогласия, без готовности к протесту, впрочем, тоже ничего не даст, но в сегодняшней ситуации все несколько иначе. Криптовалюта дает защищенное анонимное подключение к системе, и протест может быть выражен по итальянски — итальянская забастовка, когда все выглядит вполне благопристойно и соответственно правилам, но из под ног управляющей верхушки почва все же уходит, поскольку эффективность коллективных действий является результатом общественного согласия.
На тот случай, если вдруг возникнут трудности с легальным оборотом биткойнов, можно будет вспомнить про обертку для биткойна, а в качестве биткойн-банкоматов использовать обычные торговые автоматы, заряжая их завернутыми в шоколадки и печенюшки биткойнами. Любой интернет-магазин может стать распространителем криптовалюты под видом книг, программного обеспечения и вообще любого информационного товара. Конечно, это увеличит комиссии, но важно другое — остановить набравший обороты процесс биткойнизации невозможно.
Учитывая исторический опыт, и особенно опыт большевиков-ленинцев, сумевших поднять огромные массы неграмотного народа на борьбу, современные теоретики биткойн-движения должны, по хорошему, сделать то же самое — выжать из криптотерминологии и текстов, густо пересыпанных экономическими выкладками, простые и емкие положения, доступные для понимания большинству, и настолько же ярко сформулированные, как «земля крестьянам, мир народам».
А потому в качестве трех источников и трех составных частей сети Биткойн можно рассмотреть следующие, пусть они и не совсем в традиции шифропанков.
-
Биткойн защищает результаты нашего труда
-
Биткойн приумножает наши накопления
-
Биткойн одинаково хорош для всех людей планеты
Первый тезис апеллирует к стремлению к справедливости — правительства более не властны отобрать заработанное потом, кровью и мозолями от раздумий на висках. Доходы, переведенные в криптовалюту, не подвержены инфляции, а волатильность будет неминуемо снижаться по мере капитализации или дальнейшей монетизации в терминологии, предложенной Конрадом Графом (Konrad S. Graf).
Второй тезис ассоциирован с надеждами на материальное благополучие и также абсолютно уместен — история капитализации социально-экономического проекта биткойн только начинается, и каждый сатоси умножится многократно. Имеются различные методы прикинуть будущую стоимость биткойна, но все они указывают на числа, состоящие не менее чем из пяти знаков в десятичной системе счисления в эквиваленте сегодняшней стоимости доллара США.
Третий тезис прямо указывает на глобальность явления и его наднациональность. Сеть Биткойн раскинулась в общечеловеческом информационном пространстве, где всякий имеет равные права и возможности, соответствующие его уровню знаний.
Можно добавить про историческую значимость происходящего сегодня противостояния консервативных сил прошлого и устремленных в будущее идей, применить к полученному ряду филологическую хеш-функцию и записать полученный хэш-код одним предложением: Биткойн – орудие исторического процесса, и он сделает лучше жизнь каждого из нас.