Что ожидает криптовалюту после предновогодних реформ правительства
36 грузовых «боингов», набитых бумажными боливарами – так Венесуэла встречала 2016 год. После того как количество выпущенных денег в стране увеличилось в два раза, инфляция местной валюты достигла 720%. Эти события удвоили количество пользователей биткоина в стране, которые за криптовалюту начали покупать даже еду и медикаменты.
Начало 2017 года для украинцев выглядит не менее драматично. Еще до Нового года Украина успела «порадовать» своих граждан немалым: национализировала крупнейший банк страны, анонсировала выпуск 1000-гривневой купюры, запретила наличные платежи свыше 50 000 грн, а также обязала физлиц-предпринимателей ежемесячно платить единый социальный взнос даже при отсутствии доходов.
Возвращаясь к Венесуэле, стоит отметить, что за последний год она довольно близко «познакомилась» с криптовалютой. Результаты такого знакомства – волна обысков крупных потребителей электричества в поисках майнинга и аресты лиц, администрирующих площадки для обмена криптовалют.
Стоит ли ожидать всплеска популярности криптовалют в Украине на фоне перечисленных реформ, и как будет выглядеть знакомство с биткойном в отечественном варианте – попробуем разобраться.
Национализация ПриватБанка и законопроект НБУ о платежных системах
В ночь национализации ПриватБанка биржевые стаканы отечественных криптовалютных площадок опустели вдвое. А на украинском LocalBitcoins, где люди договариваются об обмене криптовалют на гривну, был установлен новый рекорд выторга биткойнов, который составил почти 2,3 млн грн за неделю.
Сразу после перехода крупнейшего отечественного банка в госсобственность в Сети заговорили о том, как национализация отразится на приеме платежей фрилансерами и мелкими предпринимателями, счета которых обслуживаются в «Привате». С учетом того, что через систему «Приват24» осуществляется немало переводов без назначения платежа, которые в действительности являются коммерческими платежами и не учитываются в налоговой отчетности, малый бизнес забеспокоился о последствиях попадания информации о таких переводах в налоговую.
В момент, когда фискалы зачистят крупнейший платежный сервис страны, а тыл отечественного финтека (financial technologies ─ ред.) будет крепко закрыт принятым законопроектом о платежных системах (согласно которому Нацбанк под видом либерализации законодательства получает право на свое усмотрение решать вопросы лицензирования платежных сервисов), спрос на биткойн как альтернативный метод расчета снова взлетит. Активизируются обменники цифровых валют, для е-commerce начнут запускаться новые биткойн-эквайеры, а перед государством уже в новом масштабе встанет вопрос определения правового статуса криптовалют и регулирования операций с ними.
Девальвация гривны и регулирование расчетов наличными
За неделю до Нового года от НБУ появилось подтверждение информации о выпуске банкноты номиналом 1000 грн. В это же время украинцы начали делиться в Facebook новостями о снятии с приватовских банкоматов свеженапечатанной наличности. Если НБУ под предлогом увеличения минимальной з/п выпускает новый объем бумажных денег, а потом заправляет ими банкоматы недавно национализированного банка – это может закончиться венесуэльским сценарием с рекордными инфляционными показателями.
К тому же довольно противоречиво выглядит выпуск 1000-гривневой купюры в свете курса на cashless economy, который был взят Нацбанком осенью прошлого года, а также в свете вступления в силу декабрьского запрета на расчет наличными свыше 50 000 грн.
Ввести в оборот большие номиналы наличных денег, а потом одним запретом сделать невозможными расчеты ними – такое в 2016 году провернуло правительство Индии. Премьер-министр этой страны тогда заявил, что все купюры номиналом 500 и 1000 рупий должны быть сданы в банки до конца года. Неудивительно, что «нововведение» в государстве с миллиардным населением моментально взвинтило мировой курс биткойна почти на $150, закрепившись на отметке $800. А в стране появилась первая полностью регулируемая биткойн-биржа.
В Украине, в свете взятого курса на cashless economy, организация правительством индийского сценария будет выглядеть вполне органично, а на самом деле позволит создать окно пополнения национализированного ПриватБанка новым количеством вкладчиков. Это как крещение Руси в 988-м, когда князь Владимир насильно загонял русичей в Днепр, и топил тех, кто сопротивлялся. Только в ХХI веке непослушные русины будут тонуть в жиже отечественной банковской системы. Либо спасаться биткойнами, строя Крипторусь.
Валютные ограничения и подведение итогов
Когда в Венесуэле в 2015 году запретили обмен боливара на доллар, а онлайн-расчеты в американской валюте ограничили суммой $300/год, количество пользователей местной криптовалютной биржи увеличилось с 450 до 10 000. Примерно в такой же прогрессии растет количество транзакций на венесуэльской площадке LocalBitcoins, где в последнее время объем сделок с биткойном достигает полмиллиона долларов в неделю.
Похоже, Украина ступает по той же скользкой дорожке, сделав месяц назад валютные ограничения бессрочными. Это наталкивает на мысль, что уже в обозримом будущем в нашей стране может возникнуть большой спрос на услуги, предоставляемые криптовалютным бизнесом. На рынке укрепятся уже существующие биткойн-сервисы, начнут появляться новые площадки для обмена. Вопрос в том, как быстро их существование признает государство, и на каких условиях разрешит им остаться на рынке финуслуг.
Кажется, государство почти закончило расставлять фигуры на финансовой доске черных и белых. И сделало это именно во время праздников, когда люди больше думают об оливье, нежели о своем финансовом будущем. Но получится ли у него сыграть задуманную игру и сделать шах и мат финансовым свободам украинцев? И где в этой игре окажется биткойн? Покажет время.
Одно известно точно: если, согласно исследованию Facebook и MasterCard, даже в США 92% молодежи не доверяют банковской системе, а в Европе 57% молодых людей полагаются только на наличные деньги, становится очевидным, что украинцы, будучи втянутыми в финансовые многоходовки регулятора, не побегут сдавать свои деньги в банки. В этот момент их взор, скорее всего, упадет на криптовалюту как инвестиционный инструмент, который полностью децентрализован и не может быть заблокирован никаким регулятором либо банком, и в то же время позволяет рассчитываться за товары и услуги.