Автор блога bit-post.com Аарон Ван Вирдум взял интервью у молодого гения Виталика Бутерина, в котором задал ему несколько вопросов о его нашумевшем в криптовалютном сообществе проекте Ethereum и его взгляде на развитие биткоин.
Поскольку Вы посвятили себя работе над Ethereum, то немного отошли от биткойн-сообщества. Каким вы сейчас видите будущее биткойна?
Если честно, на мой взгляд, биткойн слишком волатилен, чтобы сейчас использовать его в качестве валюты, как доллар или евро. Это обусловлено изменчивостью спроса. А спрос всегда изменчив, и это факт, с которым не поспоришь. В системе, где спрос подвержен волатильности, и поддерживается постоянное предложение, стоимость будет оставаться нестабильной. Есть не так много способов избежать этого.
Но я думаю, что биткойн может занять нишу цифрового золота. Но это не то золото, которое повседневно используется в качестве валюты, это всего лишь одно частное применение золота, и у него могут иметься некоторые особые варианты использования. Например, в случае кризиса страховых активов очень неплохо иметь в своем портфеле такой актив, потому что он порой идет вверх, когда другие активы падают. И это полезно.
Ранее Вы говорили, что надеетесь на то, что биткойн не будет слишком успешным…
Есть разница между успешностью биткойна и его доминированием при условии уничтожения других решений. Если криптовалюта станет успешной и достигнет капитализации в несколько триллионов долларов, то, по моему мнению, это будет хорошо для биткойна. Он будет восприниматься как валюта и как вариант сбережения. Я, скорее, против положения, при котором отсутствует альтернатива, то есть, нет других криптовалют или средств сбережения.
Почему?
Если у биткойна будет тотальное доминирование, то может случиться ситуация, в которой случайные люди получат 200 миллионов долларов, при этом ничего не делая для этого. С чисто денежной точки зрения, это может привести к существенным негативным результатам, потому что, если кто-либо получает 200 миллионов долларов, ничего не делая, это означает, что остальное общество обеднело на 200 миллионов долларов.
Я полагаю, что в некоторых случаях это может рассматриваться как положительный результат, если смотреть на это философски, просто как на то, что задаст встряску существующему положению вещей. И это, в некоторой степени, имеет исторический подтекст. Вернемся в далекое прошлое, и вспомним, что был одни товар – земля, который обладал общей ценностью. И исторически ситуация складывалась таким образом, что право собственности на землю со временем росло и концентрировалось у небольшой группы лиц. В итоге каждые несколько сотен лет имели место народные волнения, цель которых состояла в проведении земельной реформы. Реформа же, в свою очередь, должна была перераспределить земли, изъяв их у людей, у которых земель скопилось слишком много.
С биткойном может повториться подобная ситуация. Но тогда, если биткойн сконцентрируется у небольшой группы лиц, есть шанс, что появится народное движение, которое будет нацелено на снижение цены биткойна и переключение на другую цифровую валюту. Может ли это произойти за 200 лет?
Я предпочитаю жить в среде, в которой у нас есть много разных валют, и, в некоторой степени, каждый из этих продуктов выживает в силу своей полезности.
Как Ethereum?
Но в качестве платформы, я думаю, Ethereum действительно может заменить много «целевых альткойнов», тех, которые имеют только одну цель. Например, тех, которые позволяют проводить децентрализованный обмен, или которые позволяют регистрировать домены, или которые позволяют проводит краудфайндинг. Многие из них по своей задумке ограничены, потому что они не делают все, что от них хотят пользователи. В то же время, платформа, подобная Ethereum, построенная на языке программирования, может дать пользователям все, что им нужно.
Ethereum – это очень амбициозный проект. У Вас когда-нибудь возникали сомнения, что он реально будет работать?
Я не сомневаюсь, что он будет работать, но я сомневаюсь, окажется ли вся крипто-индустрия тем, что будет полезно. До сих пор здесь ищут какую-то «киллер-фичу», что окажется прорывом, но пока ничего более существенного, чем Silk Road создать не удалось.
Вопрос в том, каким образом, нечто, основанное на биткойне или Ethereum, будет лучше, чем централизованная служба, в которой сервер стоит 300 миллионов долларов в год, и пользователи не должны будут платить пять центов за транзакцию. Децентрализованное решение должно иметь очень весомые преимущества для того, чтобы победить.
А Вы можете ответить на свой же вопрос? Что может стать «киллер-фичей»?
Думаю, есть несколько вариантов…
В первую очередь, вся эта тема с уходом от излишнего регулирования, ее нельзя сбрасывать со счетов.
Кроме этого, блокчейн решает проблему доверия. Это значит, что данную систему можно использовать в тех регионах мира, где доверие является большой проблемой. Например, в странах третьего мира. В некоторых из этих стран не существует понятия о хорошей финансовой системе. Лидеры мировой банковской индустрии не видят смысла получить еще миллиард новых клиентов, доход которых не превышает $500, и правительство не помогает в решении этого вопроса. Поэтому, если бы люди могли построить систему по принципу равный-равному, то это был бы идеальный вариант использования.
Еще может быть много приложений в области международного бизнеса, в которой до сих пор много инфраструктур, которые разработаны только потому, что люди не очень доверяют друг другу. На блокчейне в принципе можно построить систему финансовых расчетов за пять секунд. Это очень мощный инструмент.
Есть ли сервисы на базе Ethereum, которых ждете лично Вы?
Да, например, рынки прогнозов.
Идея в том, что можно делать ставки на события в рыночной среде. Например, можно построить систему прогнозирования победы на выборах в США в 2016 году. Ставки делаются путем создания маркеров. Один маркер представляет собой шанс для победы Джеба Буша, другой маркер означает победу Хилари Клинтон и так далее. Если Джеб Буш побеждает на выборах, то каждый, кто обладал маркером Джеба Буша, получает доллар, а каждый, у кого были другие маркеры, не получает ничего. До выборов маркеры могут быть проданы, и это создаст их рыночную стоимость.
И смысл такой системы не только в том, чтобы сделать ставку ради развлечения, скорее в том, чтобы представить ясную картину того, насколько рынок верит в то, что следующим президентом станет именно Джеб Буш. Если маркер стоит 30 центов, то можно сказать, что люди думают, что есть лишь 30 процентов вероятности его победы.
Главный вопрос. Когда ждать запуска Ethereum?
В конце марта или начале апреля.