Генеральный директор Drofa Group, коммуникационного агентства Drofa, агентства ICOPR Agency. Основатель информационно-обучающего финансового интернет-портала iLerney.com.
На тему как подготовить ICO в России, написано уже много статей, которые содержат действительно полезные советы от экспертов-практиков. В них можно найти подробный пошаговый план действий, начиная от оформления идеи в White Paper, заканчивая приемами для поиска эдвайзеров и продвижения своего проекта. В действительности, большинство компаний, с которыми нам удалось пообщаться, редко работают по четкому алгоритму, предпочитая ситуативное реагирование. Разберемся с основными ошибками, которые делают команды, начинающие публичное размещение токенов.
1. Аврал нам строить и жить помогает
Традиционная ситуация, с которой мы сталкиваемся почти ежедневно, - до ICO осталось 3-5 дней, а еще и сайт не запущен, и переводов нет, да и вообще четко сформулировать, что предлагает компания инвесторам, не каждый из сотрудников может. А потому в режиме постоянного аврала мы начинаем размещать проект в трекеры, судрожно писать пресс-релизы о запуске и быстро договариваться со СМИ о рекламных размещениях.
Можно ли этого избежать? Вполне. Вспоминаем, что хороший план — половина дела. Понимаем, что очень важно начать рассказывать о своем продукте и о своем ICO не за три дня до его начала, а намного раньше. Стоит взять минимум месяц (а лучше два), чтобы качественно проинформировать аудиторию о себе, подробно рассказать о своих токенах, работе команды, представить основных ее участников.
Да, часто возражают мне, ICO сейчас — это рынок большого хайпа, и здесь важно действовать быстро. Но обратите внимание, проекты, которые собрали действительно внушительные суммы, готовились к ICO очень заранее и на момент старта уже имели значительное число публикаций о себе и подогретый интерес общественности.
2. ICO - затратное хобби
Если хайп есть, то все само получится, так думают те, кто только вышел на рынок, а потому совершают еще одну распространенную ошибку. В итоге — отношение к выходу на ICO как к факультативному проекту или дорогому хобби. А значит времени проекту уделяется мало, скорость реагирования на любые изменения отсутствует, общения с заинтересованной аудиторией нет.
Что посоветовать? Если вы решились на ICO, то должны понимать, что идеологу проекта придется относится к нему всерьез. На рынке растет конкуренция: более 300 команд проводят ICO прямо сейчас. Если для вас это хобби, то для многих — основная занятость. А значит именно тот, кто больше всех вкалывает — общается со СМИ, правильно ведет соцсети, курирует процесс разработки, общается с потенциальными инвесторами и ищет эдвайзером — именно он соберет нужную сумму, а совсем не тот, кто, вспоминая анекдот, вынужден отвечать на звонки об ICO с алгебры.
3. White Paper - ничто, жажда к переменам — все
Случается так, что к моменту запуска PR-кампании команда вдруг резко понимает, что в White Paper написано совсем не то, токен теперь имеет другой смысл, а прием средств стоит организовать иначе. А статьи уже написаны, и редакторы буквально занесли пальцы для клавишами, чтобы это все опубликовать.
Конечно, рынок ICO очень динамичный, но, конечно, не насколько, чтобы все стоило бы менять в секунду времени. Особенно если у таких изменений нет под собой четкой базы, а только желание к переменам.
Валентина Дрофа
Генеральный директор Drofa Group, коммуникационного агентства Drofa, агентства ICOPR Agency. Основатель информационно-обучающего финансового интернет-портала iLerney.com.
Окончила экономический факультет СПБГУ по специальности «Менеджмент организации».
В сфере финансовых рынков работает с 2007 года.
В 2007-м пришла на позицию менеджера по работе с клиентами в брокерской компании, а уже в начале 2008-го стала руководителем учебного центра. Выстраивала систему обучения сотрудников (12 офисов по России и СНГ) и занималась обучением клиентов компании - более 10 тысяч человек ежемесячно. Осенью 2008 года провела первый вебинар по трейдингу среди российских брокерских компаний в России. В 2009-м в рамках компании при ее участии и руководстве была создана Система дистанционного обучения, которая зимой 2011 года получила премию «Лучший e-learning проект 2010» международной школы e-learning. В 2011 году начала собственный бизнес, запустив свой ресурс по обучению трейдингу. В 2012 году iLerney получил премию «Финансового мира» как лучший интернет-ресурс по проведению вебинаров по финансам и трейдингу.
В 2012 году Валентина Дрофа стала «Лучшей предпринимательницей» по мнению жюри конкурса «Молодые миллионеры 2012», который ежегодно проводит «Деловой Петербург».
В апреле 2013 года основала и выступила соучредителем коммуникационного агентства Drofa, специализирующегося на предоставлении рекламных и PR-услуг финансовым компаниям и их топ-менеджмерам (личный PR).
В 2013 году была принята в состав Совета по финансовому просвещению и защите прав потребителей стран СНГ.
В марте 2017 года вошла в список самых влиятельных женщин Санкт-Петербурга по версии газеты «Деловой Петербург».
В середине 2017 года основала агентство ICOPR Agency, которое занимается продвижением проектов, заинтересованных в публичном привлечении средств и токенизации.
В настоящее время Валентина Дрофа организует мероприятия по финансовой тематике в Москве и Санкт-Петербурге. Проводит персональные консультации по открытию и развитию бизнеса, личному брендигу, проведению и продвижению ICO.
Колумнист Forbes. Автор колонок в деловых российских и зарабежных СМИ о финансовых рынках, продвижении, личном бренде, ICO. Спикер на российских и международных конференциях.