В мире с высокой регулярностью появляются проекты, которые предполагают создание площадки для медиа с использованием блокчейн-технологий. В музыке/кино/играх тема защиты данных наиболее популярна, так как распространение «пиратского» контента не позволяет многим создавать новые композиции, фильмы и игры. Один из недавних примеров — DotBlockchainMedia. Предполагается, что эта площадка не позволит «пиратам» добраться до защищенного контента.
Почему блокчейн важен для медиаиндустрии?
В профессиональной среде участников медиаиндустрии внедрение блокчейн-технологий обсуждение касается главного больного вопроса — защиты авторских прав на композиции, фильмы, игры. С появлением блокчейн-технологий стало возможным говорить о реальных мерах по запрету доступа к контенту, за использование которого необходимо платить авторам. По мнению кандидата юридических наук, члена экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям Госдумы Венеры Шайдуллиной, распределенный реестр сможет изменить сложившуюся на этом рынке ситуацию.
«На данный момент, к сожалению, нередко в медиасфере возникают скандалы, связанные с кражей авторских прав. Многие создатели определенного контента – стихов, музыки, письменных произведений, графического дизайна вынуждены защищать свое авторство через суд. Блокчейн-технологии помогут изменить такое положение вещей, они призваны защитить авторство самым радикальным способом», — считает Венера Шайдуллина.
По мнению автора-исполнителя русского рока, ведущего программы «Мысли о Смысле» на «Неформатном радио» Сергея Ставрограда, проекты по защите авторских прав будут оставаться востребованными на рынке.
«Блокчейн платформы сегодня, это как соц сети 10 лет в прошлое, только, мне кажется, скорости их выхода на лидирующие позиции в цифровом пространстве будут в разы выше, чем у социалок. 3-4 года и, не интегрированные в технологию единицы Интернета, останутся как памятники эпохи сайтов и порталов. В муз индустрии и любом связанном с творчеством и авторским правом сегменте будут востребованы, как узко специализирующиеся проекты, типа DotBlockchainMedia, сконцентрировавшаяся на услуге контроля за аудио в глобальной сети, так и "комбайны", типа SOUNDEON, заявляющие о комплексном обслуживании всех нужд для любых авторов и исполнителей», — рассуждает Сергей Ставроград.
Перспективной сферу авторского права называет и руководитель направления интеграционных решений компании «КРОК» Виктор Смирнов. Он отмечает, что блокчейн обеспечивает реализацию трех задач:
- объединение множества независимых участников,
- обеспечение прозрачности транзакций/операций,
- гарантию неизменности информации ввиду того, что все действия открыты всем участникам и каждый из них может отследить любые попытки внести изменения.
Поэтому блокчейн можно использовать в различных сферах. Исключением не стала и медиаиндустрия.
«На сегодня самым распространённым вариантом контроля соблюдения авторских прав в мультимедиа является DRM - digital restrictions management, то есть управление цифровыми ограничениями или технические средства защиты авторских прав. Интегрировать такой инструмент в рамках блокчейн-решения также возможно. Однако на моей памяти нет ни одной DRM-платформы, которая так или иначе себя не скомпрометировала: где-то становится недоступен даже легально приобретенный контент, где-то и вовсе пропадал доступ к любому контенту», — отмечает Виктор Смирнов.
Что предлагает DotBlockchainMedia?
Проект работает с мультимедийным цифровым форматом dotBC. Файл можно прослушать на проигрывателе и с помощью кодека, который привязан к блокчейну. При каждом проигрывании в реестре будет появляться новая запись. Плата за использование контента списывается автоматически, а гонорар делится на доли. Автор может сделать композицию недоступной для прослушивания. Многие СМИ утверждают, что корпорация Warner Bros. уже увидела перспективы в формате dotBC. Между DotBlockchain, Warner Music и Warner Chappel сейчас действует соглашение о сотрудничестве по внедрению технологий блокчейн в музыке.
Основатель проекта по привлечению инвестиций в киноиндустрию AndAction! Дмитрий Комратов отмечает, что одним из преимуществ проекта DotBlockchain является удаление посредников между музыкантом и пользователями. Это позволяет снизить затраты, уменьшить конечную цену продукта и увеличить прибыль для правообладателя.
Кандидат юридических наук Венера Шайдуллина не исключает, что «особо наглые мошенники» будут воровать уже размещенный контент. Однако блокчейн-технологии делают простым доказательство авторских прав. Внедрение блокчейн-технологий, по мнению Венеры Шайдуллиной, создает возможность защиты контента в досудебном порядке.
Музыкант Сергей Ставроград считает, что DotBlockchainMedia — «это движение на сохранение позиций и ныне главенствующей корпоративной крыши над массовой музыкальной индустрией, в которой музыкант связан контрактом на продюсирование его творчества и, зачастую, это не личное творчество, а бизнес и "ничего личного"». Он отмечает, что свидетельство этому — партнерское участие Warner Music и Warner Chappel.
«На данном этапе развития, блокчейн - просто инструмент для принципиально прежней системы и ничего не изменит в раскладе участников массмедиа и шоу-бизнеса. Всё будет, зависеть от степени открытости и доступности сервиса для рядовых, самостоятельных, но профессиональных музыкантов. Намёков на эту возможность не нашел на сайте Dot Blockchain Media. был бы рад добавить в свой арсенал тестируемых, но... . Большой ковш гребёт больше, он эффективней, но не всем по карману аренда такого экскаватора», — отмечает Сергей Ставроград.
Что предлагает DotBlockchainMedia?
Проект работает с мультимедийным цифровым форматом dotBC. Файл можно прослушать на проигрывателе и с помощью кодека, который привязан к блокчейну. При каждом проигрывании в реестре будет появляться новая запись. Плата за использование контента списывается автоматически, а гонорар делится на доли. Автор может сделать композицию недоступной для прослушивания. Многие СМИ утверждают, что корпорация Warner Bros. уже увидела перспективы в формате dotBC. Между DotBlockchain, Warner Music и Warner Chappel сейчас действует соглашение о сотрудничестве по внедрению технологий блокчейн в музыке.
Основатель проекта по привлечению инвестиций в киноиндустрию AndAction! Дмитрий Комратов отмечает, что одним из преимуществ проекта DotBlockchain является удаление посредников между музыкантом и пользователями. Это позволяет снизить затраты, уменьшить конечную цену продукта и увеличить прибыль для правообладателя.
Кандидат юридических наук Венера Шайдуллина не исключает, что «особо наглые мошенники» будут воровать уже размещенный контент. Однако блокчейн-технологии делают простым доказательство авторских прав. Внедрение блокчейн-технологий, по мнению Венеры Шайдуллиной, создает возможность защиты контента в досудебном порядке.
Музыкант Сергей Ставроград считает, что DotBlockchainMedia — «это движение на сохранение позиций и ныне главенствующей корпоративной крыши над массовой музыкальной индустрией, в которой музыкант связан контрактом на продюсирование его творчества и, зачастую, это не личное творчество, а бизнес и "ничего личного"». Он отмечает, что свидетельство этому — партнерское участие Warner Music и Warner Chappel.
«На данном этапе развития, блокчейн - просто инструмент для принципиально прежней системы и ничего не изменит в раскладе участников массмедиа и шоу-бизнеса. Всё будет, зависеть от степени открытости и доступности сервиса для рядовых, самостоятельных, но профессиональных музыкантов. Намёков на эту возможность не нашел на сайте Dot Blockchain Media. был бы рад добавить в свой арсенал тестируемых, но... . Большой ковш гребёт больше, он эффективней, но не всем по карману аренда такого экскаватора», — отмечает Сергей Ставроград.
Другие блокчейн-проекты в сфере медиаиндустрии
Блокчейн-проекты в сфере медиаиндустрии начали заявляться одними из первых, поэтому с развитием рынка появляется много новых идей. Руководитель направления интеграционных решений компании «КРОК» Виктор Смирнов отмечает, что в России с недавних пор работает некоммерческая ассоциация «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (ipchain). Ее цель - формирование стандартов, технологий и инструментов взаимодействия участников рынка интеллектуальных прав в цифровой среде. Сейчас ipchain активно выходит на рынки как работы с медиа, так и на рынок интеллектуальных прав в целом. Также эксперт называет и другие проекты, которые уже существуют или только проводят ICO. Например, Scenarex и Publica на рынке электронных книг, Mediachain, которую купил Spotify, на рынке музыки, и другие.
«Платформа AndAction привлекает инвестиции для производства кино, контролирует съемки и помогает с дистрибуцией. С помощью блокчейна, абсолютно все процессы, а также расходы и доходы прозрачны для всех участников», — объясняет Дмитрий Комратов.
Также эксперт приводит в пример игровой проект Worldopo. Там будет разрабатываться полноценная игра, внутри которой можно будет покупать недвижимость и другие товары, и все права собственности будут регистрироваться в блокчейне.
Музыкант Сергей Ставроград сам уже пробует пользоваться блокчейн-проектами в сфере медиаиндустрии. Сейчас он использует Younk и SOUNDEON. По его мнению, первый проект — «попытка копировать систему позиций лэйбл - музыкант», а от второго проекта впечатлений у музыканта пока мало, чтобы ими делиться. Сергей Ставроград также отмечает и другие стартапы, например БУБУКА. Эта площадка связана с предоставлением прав на фоновую музыку для предприятий.
***
Несмотря на обилие блокчейн-проектов в сфере медиаиндустрии эксперты сходятся во мнении, что это перспективное направление. Дмитрий Комратов ждет «переворот в индустрии развлечений» и считает, что обратного пути нет.
В пользу исключения судебных разбирательств говорит Виктор Смирнов:
«На западном рынке уже есть прецеденты судов между артистами и владельцами платформ (например, Taylor Swift vs Apple). За счёт прозрачности такие суды уйдут в прошлое - все смогут проверить кем и на каких условиях использовались результаты интеллектуальной собственности»
На это преимущество — отсутствие судебных разбирательств — указывает и Венера Шайдуллина.
«Какие интересные проекты будут? Это еще пока остается большим вопросом. Но все же, учитывая общую тенденцию, скорее всего технологии будут направлены на защиту данных, безопасность определенных архивов и важной информации», — заключает член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Государственной Думы Венера Шайдуллина.
Другие блокчейн-проекты в сфере медиаиндустрии
Блокчейн-проекты в сфере медиаиндустрии начали заявляться одними из первых, поэтому с развитием рынка появляется много новых идей. Руководитель направления интеграционных решений компании «КРОК» Виктор Смирнов отмечает, что в России с недавних пор работает некоммерческая ассоциация «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (ipchain). Ее цель - формирование стандартов, технологий и инструментов взаимодействия участников рынка интеллектуальных прав в цифровой среде. Сейчас ipchain активно выходит на рынки как работы с медиа, так и на рынок интеллектуальных прав в целом. Также эксперт называет и другие проекты, которые уже существуют или только проводят ICO. Например, Scenarex и Publica на рынке электронных книг, Mediachain, которую купил Spotify, на рынке музыки, и другие.
Дмитрий Комратов приводит в пример свой проект AndAction!. Эксперт утверждает, что он обеспечивает максимальную прозрачность процессов.
«Платформа AndAction привлекает инвестиции для производства кино, контролирует съемки и помогает с дистрибуцией. С помощью блокчейна, абсолютно все процессы, а также расходы и доходы прозрачны для всех участников», — объясняет Дмитрий Комратов.
Также эксперт приводит в пример игровой проект Worldopo. Там будет разрабатываться полноценная игра, внутри которой можно будет покупать недвижимость и другие товары, и все права собственности будут регистрироваться в блокчейне.
Музыкант Сергей Ставроград сам уже пробует пользоваться блокчейн-проектами в сфере медиаиндустрии. Сейчас он использует Younk и SOUNDEON. По его мнению, первый проект — «попытка копировать систему позиций лэйбл - музыкант», а от второго проекта впечатлений у музыканта пока мало, чтобы ими делиться. Сергей Ставроград также отмечает и другие стартапы, например БУБУКА. Эта площадка связана с предоставлением прав на фоновую музыку для предприятий.
***
Несмотря на обилие блокчейн-проектов в сфере медиаиндустрии эксперты сходятся во мнении, что это перспективное направление. Дмитрий Комратов ждет «переворот в индустрии развлечений» и считает, что обратного пути нет.
В пользу исключения судебных разбирательств говорит Виктор Смирнов:
«На западном рынке уже есть прецеденты судов между артистами и владельцами платформ (например, Taylor Swift vs Apple). За счёт прозрачности такие суды уйдут в прошлое - все смогут проверить кем и на каких условиях использовались результаты интеллектуальной собственности»
На это преимущество — отсутствие судебных разбирательств — указывает и Венера Шайдуллина.
«Какие интересные проекты будут? Это еще пока остается большим вопросом. Но все же, учитывая общую тенденцию, скорее всего технологии будут направлены на защиту данных, безопасность определенных архивов и важной информации», — заключает член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Государственной Думы Венера Шайдуллина.