Высокий уровень конкуренции среди ICO заставляет бизнесменов работать над уровнем качества проектов, что в конечном итоге удорожает процесс запуска ICO в целом.
Однако стоимость ICO-проекта может быть намного ниже $1 млн. - той цифры, которую аналитики привыкли называть чаще всего. Об основных статьях расходов и бизнес-ошибках стартапов рассказали компании с опытом проведения собственных ICO - спикеры грядущей “Криптоконференции” в “Сколково”.
Стоимость проведения ICO колеблется от $100 тыс. до $1,5 млн. По мнению игроков рынка, сумму затрат во многом определяет сфера, в которой запускается проект, и компетенция команды. “Чем дальше проект от чистой блокчейн инфраструктуры, тем сложнее привлекать в него деньги и, соответственно, тем он дороже. С другой стороны, чем известнее и опытнее фаундеры, тем дешевле и проще”, - рассказал Дмитрий Филатов, основатель TopFace и рейтингового агентства ICORating, управляющий партнер хедж-фонда ICOShark. “Самые дорогостоящие сферы - те, где уже было много крупных проектов: финансы, инвестиции, ecommerce”, - считает Сергей Рябов, основатель глобальной поисковой системы по товарам AHOOLEE. Затраты на собственный проект Сергей Рябов оценил в $150 тыс.
Другая проблема молодых стартаперов в области ICO - концентрировать внимание на маркетинге и забывать о других важных аспектах подготовки проекта. “Отсутствие road show и выходов на инвесторов - это самая распространенная ошибка, зато часто заливают деньги в бессмысленные баннеры”, - сетует Сергей Рябов.
Однако миру известны примеры успешных ICO, в ходе которых собирали миллионы долларов, потратив на рекламу минимальную сумму. “Одним из таких примеров является компания Civic, собравшая $33 млн летом 2017-го... В чем секрет? В хорошем интересном продукте? Возможно, да, продукт играет далеко не последнюю роль. Но и не главную, - приводит пример Иван Коваль-Зайцев (TrueTrading), профессиональный трейдер, пионер в инвестировании на ICO. - Главное - это зажечь толпу. Мало, кто умеет это делать, поэтому и вкладывают в рекламу сотни тысяч баксов”.
В зависимости от бюджета проекта, процентное соотношение затрат на ту или иную статью расходов может изменяться. “Написание whitepaper можно сделать бесплатно, перевод на разные языки bounty, юристы - 5-10%, roadshow и конференции - 30%, адвайзеры/выходы на инвесторов - 10%, остальное маркетинг по разным каналам“, - таково примерное распределение бюджета по словам Сергея Рябова, спикера “Криптоконференции”. По мнению Никиты Марина, техническая сторона и платформа для приема платежей стоят $50-100 тыс, юридические услуги $100-300 тыс., на Investors Relation также приходится высокий процент от привлеченных средств.
При этом специалисты советую стартаперам больше внимания уделять юридическим вопросам и не экономить на правовых заключениях для ICO. “Legal opinion нужно делать только у американских юридических фирм. Это обязательное условие для привлечения средств от крупных инвесторов. Большинство фондов не воспринимают другие правовые заключения”, - обращает внимание Никита Марин. “Собрать деньги это только полдела - нужно потом ещё не получить проблем от контролирующих органов и суметь их эффективно потратить”, - подтверждает важность юридического вопроса Дмитрий Филатов.
Цены на проведение ICO постоянно растут и, по прогнозам экспертов, будут расти и в будущем. Конкуренция способствует этому. Только в сентябре, согласно статистике по всему миру, на ICO вышло 37 стартапов, которым удалось привлечь $850 млн. То, как будет развиваться ICO в России и каковы особенности его организации, эксперты обсудят на “Криптоконференции”, которая пройдет 28 ноября в московском Технопарке “Сколково”. На мероприятии выступят компании, которые завершили ICO на общую сумму в $132 млн.: Kickico, RMC, Polybios и другие.