Министерство транспорта планирует внедрить блокчейн-платформу TradeLens в российские морские перевозки. Сейчас обсуждается вопрос о заключении соглашения о сотрудничестве с перевозчиком Maersk. Тестирование проекта пройдет в Большом порту Санкт-Петербурга в марте текущего года. По подсчетам специалистов, введение блокчейна поможет грузовладельцам сократить расходы на 10 млрд рублей.
TradeLens - совместная разработка Maersk и IBM, которую запустили летом 2018 года. Платформа предусматривает создание сети, объединяющей логистические и торговые компании, а также порты и госорганы. Сейчас к платформе уже присоединилось свыше 90 фирм и государственных органов.
При этом в таможенной службе указали на отсутствие соответствующего законодательства и отметили, что платформа может быть интегрирована в таможенные структуры только после изменений в законодательстве. На данном этапе ФТС настаивает на использовании электронных подписей.
В конце прошлого года аналогичная программа была запущена в Южной Корее. Там тестирование блокчейн-платформы проходит в южном порту Пусана. Власти страны рассчитывают, что внедрение технологии распределенного реестра увеличит прозрачность поставок, наладит систему обмена информацией в реальном времени и ускорит операции импорта и экспорта. При успешном тестировании проект масштабируют на другие порты. Осенью 2018 года концепцию «Умного порта» представили в Испании и Сингапуре. Там также собираются переводить морскую логистику на блокчейн для уменьшения бумажного документооборота и сокращения времени на обработку грузов.
Отметим, судя по сообщениям СМИ логистика является одной из перспективных областей в контексте внедрения блокчейн-технологий. Системы поставок и логистики на блокчейн переводят Mercedes, Alibaba, SEAT, компании добывающей промышленности и другие. Работу в этом направлении ведет российский гигант РЖД совместно с Ростехом.
Джон Монарх, руководитель компании Shipchain, специализирующейся на морской логистике, утверждал, что распределенный реестр:
«позволит бороться с коррупцией, вымогательством, кражей и премиальными сборами за отслеживание груза».